Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Третья тетрадь
Детный мир

В ЗЕРКАЛЕ ТВОИХ СТРОК


Зайцева Юлия

«Если бы все учителя думали так же, у нас была бы школа-мечта»

Современные школьники ведут заочный разговор с Симоном Соловейчиком

Так повелось в моей учительской жизни, что осенью, 18 октября, на своих уроках я рассказывала очередным старшеклассникам о Симоне Львовиче Соловейчике. И через пять, и через десять лет после его ухода я прикрепляла к доске ту самую газету «Первое сентября» с его большим портретом и предлагала выбрать из разных его мыслей о школе ту, которая им кажется наиболее важной; пояснить, почему именно ее они выбрали.
Каждый раз мне было интересно, какие именно высказывания они выберут, и я представляла, как бы отозвался на них Симон Львович. Ведь его книга «Учение с увлечением» вся построена на переписке с ребятами.
И вот теперь, когда газета Соловейчика «Первое сентября» закрывается, я хочу, чтобы эти размышления были опубликованы в ней. Потому что дети готовы учиться свободно, учиться
по-другому. А мы?

«Человек есть то, во что в нем верят»

…Это правда. Если даже самый уверенный человек попадет в коллектив, где его совершенно не готовы уважать, то он станет тем, кем его посчитали. А если человек, пусть и неуверенный в себе, попадет в коллектив, где его примут за интересного, нужного человека, несомненно, он захочет стать лучше. Человеку всегда нужна поддержка.
…Это про то, что учитель не должен по отношению к ученику создавать стереотип и подгонять ученика под него, не замечая в нем ничего другого.

«Особый вид насилия: вбивать в головы детей непонятное для них»

…Мне это очень хорошо понятно. Даже самому себе вбивать – настоящая пытка. Раньше мне сложно было заставить себя учить что-то, а теперь я умею себя заставлять. Но ничего не изменилось, та же заслуженная тройка. Учу, а через пять минут после ответа ничего не помню. Заставлять – это и есть мучить.
…Учителя злятся, когда ученик не понимает предмет. Они видят причину в ученике – ведь другие-то понимают. И начинают плохо относиться к нему как к человеку. Вот так: из-за непонимания возникает неуважение.
…Ведь до того дело дойти может, что у человека своих понятий не останется, его развитие затормозится. Он уже не знает, что ему интересно, куда ему стремиться. И виноват в этом тот, кто методично вдалбливал эти непонятные знания.

«Доброта важнее справедливости»

…Бывают такие моменты, когда сомневаешься: вроде ты поступаешь по справедливости, а совесть нечиста. Что дороже? Я не знаю.
…Не согласна. Справедливость не может быть злой. Если она злая, то это уже не справедливость. Справедливость и есть доброта.
…Наш мир далек от справедливости. Несмотря на это добрые люди часто нам встречаются. Я не в силах изменить государственные законы и добиться справедливости, но в моих силах нести людям тепло своего сердца, доброту души. Может быть, через доброту когда-нибудь восторжествует и справедливость.
…Доброта может не привести ни к чему хорошему, тогда как справедливость может научить поступать правильно. Справедливость воспитывает характер, а доброта делает человека слабым. Я выбрал бы справедливость.
…Справедливостью часто называют жестокость. О справедливости говорят, когда переступают через людей.
…Справедливость часто смахивает на зло. Каждый понимает справедливость по-своему, а доброта одна. Выбирая между добрым и справедливым, ребенок выберет доброго.
…Я считаю, это полная ерунда. На добро добром никто не отвечает. Ко всем надо относиться справедливо: не вы­учил?– «два»; не выполнил поручение – отчитать как следует. Глупый – значит, глупый; лодырь и есть лодырь.

«Главное – не оскорбляйте! Как огня бойтесь оскорбить ученика нечаянным словом. Ведите себя так, будто каждый ученик может вызвать вас за оскорбление на дуэль и застрелить»

– Не поспоришь. Ученик, который чувствует себя униженным, в душе мечтает отомстить обидчику. А если к оскорблениям привыкнуть, можно потерять к себе уважение.
…Из всех перечисленных на доске эта фраза самая злободневная. Почти каждый учитель ущемляет гордость учеников. И уважать становится некого. Ужасное последствие грубости учителя.
…Когда после первых 30 секунд размышлений у доски я получил в спину шквал всевозможных оскорблений от учителя, я чувствовал себя опозоренным перед всем классом. Это самый подлый поступок, который может совершить учитель.
…Многих моих одноклассников учителя оскорбляют. Однажды учительница дошла до того, что стала критиковать одежду одного мальчика, что он одевается в тряпки, которые нашел на помойке, что вся его семья – уроды. И он плакал. А он всего-навсего не сделал домашнюю работу.

«Берегите настроение детей, не начинайте полугодие плохими отметками и публичными выговорами. Дайте шанс приступить к занятиям с чистого листа»

…Из всех замечательных высказываний я больше всего согласна с этим. Многие учителя почему-то с первых же дней начинают ставить плохие оценки и – что самое ужасное – не дают их исправить. Настрой на учебу улетучивается куда-то. А ведь и самому учителю не должно нравиться, когда дети бегают за ним, прося пересдачи.
… Эх! Если бы в начале года все учителя забывали прошлые оценки, как бы мы учились! Если бы всем первой оценкой выставили «5» авансом, как бы мы старались!

«Если вы признали поражение, то у вас еще есть силы для победы»

…Признавать свои поражения неприятно. Но кого-то это может заводить, придавать силы. Не всех. Часто выдержать тяжелый груз поражения и справиться с позором нам помогают близкие люди.
…Речь, видимо, идет о признании своих ошибок. На это мало у кого хватает силы духа. А сила духа – это как раз то, без чего нет победы.
…Мне понравилась эта оптимистичная фраза. Вот, например, если я признаю, что была не права, подруга будет ходить и говорить, что она всегда права, будет считать себя гением. Поэтому я не признаю, обижаюсь, нервничаю, начинаю уходить домой. Стимула отстаивать свою точку зрения у меня пока нет. Но после этих слов Соловейчика я буду учиться говорить «да, я не права».
…Признать правоту другого человека всегда очень трудно. Как и признать свою вину – прийти извиниться. Признание поражения – огромный шаг к победе над собой. Врать себе не надо, вот и все.

«Прежде чем ругать провинившегося, попробуйте вспомнить о нем что-нибудь хорошее. А если не сможете вспомнить, так тем более не ругайте: все равно бесполезно»

…Понятное дело, чтобы вспомнить что-нибудь хорошее о ребенке, надо сначала это заметить. А хороших поступков детей часто не замечают. Вот и вспомнить нечего. Я вчера не пошла на курсы, а пошла исправлять оценку по физике. Папа вечером так ругался!
…Когда постоянно ругают за что-то, появляется азарт: а может, не попадусь. Так можно и привыкнуть к плохим делам, тогда хорошее будет чем-то нереальным. Вспоминая о хорошем в ребенке, родители учат его не привыкать быть плохим.
…Человеку говорят только плохое, он постепенно замыкается внутри и старается делать «как надо». И разучивается понимать, что ему самому надо. В конце концов жизнь испорчена.
…Когда ругают – лишь бы поскорее отвязались. Они сейчас твои враги. И ты начинаешь дерзить, грубить, вести себя не очень хорошо.
…Если кто-то наорет на меня, я и на следующий раз так же сделаю. Назло. Сколько раз меня ругали за то, что я далеко уходил от дома. Но я и по сей день гуляю, где хочу.
…А вы знаете, как ребенка ругают ремнем? В такие минуты никто не может думать о хорошем.

«Постарайтесь просить ребенка только о том, что в его силах, и тогда вам не придется упрекать его в безответственности и лживости»

…– Сын, выгуляй собаку, помой посуду, пропылесось и убери квартиру, вынеси мусор, сделай уроки, – просит мама. А если не сделаю, будут ругать. И начинаешь врать, придумывать всякие причины, тем самым отношения с родителями ухудшаются.
…Учитель задал на завтра доклад – «всем обязательно, кто не сделает, тому «2» – но тема такая обширная, информацию найти так трудно, что все скачивают абы что и абы как из интернета, даже не читая. И все чувствуют себя неловко, ведь это неприятно – выкручиваться.
…Как бы взрослые ни старались, ребенок будет делать только то, что в его силах. Странно, что они этого не понимают. А дети переживают по этому поводу, им приходится врать – это называется ложь во спасение.
…Это проблема родителей, у ребенка нет ее решения. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка лучше, чем он есть на самом деле, лучше, чем были они в его возрасте, лучше, чем другие. Так они любят своих детей. Требуют от детей все больше, требуют от него отдачу, порой это ребенку не по силам. Тогда его упрекают в несамостоятельности, безответственности и лжи. Наказывают и даже применяют силу.

«Свободе учат свободой, ответственности – ответственностью, добру и совести – добром и совестью, а счастью – счастьем»

…В медицине тоже так: подобное лечат подобным. Это и в школе следует прививать. А птица, выросшая в заточении, разве может понять, что такое свобода?
…Родителям интересно, кому и какие письма пишет их дочь или сын. Дело иногда доходит до прослушивания телефонов! Моя мама как-то прочла сообщения в моем телефоне и стала спрашивать, кто да что и почему. Ничего особенного в эсэм­эсках не было, но мне было неприятно, что моя мама такая бессовестная. «Старт» для ребенка – это родительский пример. Родители врут друг другу на глазах у детей, сваливают ответственность, контролируют других, мстят. И притом хотят научить нас совести и добру.

«Учите детей, особенно старших, возражать вам, мысль обычно начинается с возражения»

…Когда ученик возражает учителю, его речь наконец-то начинает развиваться. Больше приходит мыслей в голову, он начинает их высказывать более грамотно. А если он только отвечает на вопросы, ничего такого не происходит.
…Обычно человек что-то утверждает и злится, когда ему возражают. Все живут так. Мало кто готов поспорить и высказать свое мнение. Конечно, в споре с учителем открывается больше, чем учитель рассказывает, но где те учителя, которые при слове «непонятно» не кричат тебе «нанимай репетитора»?
…Уча детей возражать, учитель как бы открывает ученика самому себе. Не это ли должно быть мечтой каждого учителя? А забитый ученик, истерически всего боящийся, – это самое худшее, что может дать школа.