Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Поликарпова Дарья

Здравствуй, красный уголок?

Школьным музеям хотят придать системность. Посмотрим, что выйдет…

Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования провела на днях круглый стол «Школьные музеи в информационную эпоху». Участники «круглого стола» говорили о совершенствовании управления, сертификации школьных музеев, внедрении стандартов и нормативов, об оказании им методической помощи.

Ресурс гуманитарного развития

Спору нет, свой потенциал школы используют не полностью, особенно в части внеклассной работы. Очень часто самое интересное для детей и самое главное в педагогическом процессе даже не входит в критерии оценки деятельности учителя и образовательной организации.
Поэтому, с одной стороны, хорошо, что работой детей в школьных музеях заинтересовались наверху, а с другой – не вышло бы хуже. Но обо всем по порядку.
– Школьные музеи должны быть интегрированы в образовательное пространство, мы должны обсудить роль школьных музеев, механизмы повышения их эффективности в образовательно-воспитательном процессе. Пришло время организации единого проектного центра и развития проектно-исследовательской деятельности школьных музеев, – говорила модератор дискуссии Любовь Духанина, заместитель председателя Комиссии ОП по развитию образования.
Руководитель Центра краеведения и музейного дела Московской городской станции юных туристов Ирина Иксанова выступила с блестящим докладом о положении дел в школьной музейной педагогике.
Только в одной Москве 1760 школьных музеев, они разные по профилю – краеведческие, литературные, спортивные, военно-исторические – выделено 18 профилей. Но больше всего, конечно, военно-исторических, 33% от всех; при том что в каждом краеведческом музее есть раздел о войне. Это объясняется давлением на школы ветеранских комитетов через отделы образования: надо. Поэтому выяснилось, что зачастую сами дети в создании таких музеев участия не принимают, а есть назначенный педагог, а то и нанятый специалист-дизайнер. Создается эдакое роскошное вип-помещение, в котором подлинных предметов нет. Для детей такие «музеи» открываются два раза в год – на 23 февраля и 9 Мая; в остальное время это место приема значимых гостей и предмет гордости.
Это первая проблема: вовлекать в музейный проект детей сложнее, чем нанять специалистов, которые «сделают красиво».
Попытка сертификации школьных музеев (численность фонда, участие детей и родителей, концепция музея, отчеты за несколько лет, перечни выставок) выявила и другие.

То, что выставка на территории школы, ничего не гарантирует

Музеи в рекреациях – это не дело. Низкая оплата педагогического сопровождения (четверть ставки самого низкого разряда) – это ужасно. Разговоры о том, что школьные музеи в городах, где есть государственные, не нужны, – пустое прожектерство. Замена подлинного музея на электронный не выдерживает критики: материальная культура (образ жизни) и культура интермузея (информация) – разной природы. Виртуальные музеи – лишь акция для привлечения к подлинному. Наконец, главное: ценны не фонды, не экспозиции, сам процесс участия ребенка в создании экспозиций и экспедиций музея. Уж если мы захотели патриотического воспитания, то будем помнить: вначале оно имеет чувство родины, чувство дома, где ты – созидатель.
Ирина Иксанова привела пример, противоположный «музею на коленке», – вся школа №1247 превращена в литературный музей Маяковского, раз уж она носит его имя.
Говорилось в докладе и о прекрасных музеях народного быта в детских садах, о музеях детской литературы в школах. Хорошо, когда это напрямую – детям, живое, включенное в повседневную жизнь. Однако все это создается на чистом энтузиазме, тогда как надо готовить профессионалов детского музейного дела и финансировать содержание музеев отдельной строкой. И хотя ответственность и миссия музея в школе значительны, даже самые сильные из них не являются юридическими лицами.
На эту тему говорили и другие участники: есть Закон о музейном фонде и музеях РФ, по которому школьные музеи вовсе не музеи, с ними можно делать что угодно, хоть вынести на помойку – они ничьи. Так что общую картину школьного музейного дела никто себе не представляет, нет даже статистики. То ли в стране 10 тысяч школьных музеев, то ли 17 тысяч? Вывод: нужна системность.
Да, но ни в коем случае не кампанейщина, когда директивно приказывают, например, открыть Уголок боевой славы, от чего у детей уже оскомина.
– Ребенок не объект воздействия музея, а его творец. – Эта фраза звучала во многих выступлениях. Дети могут и хотят вносить вклад в сохранение культурного и исторического наследия.
С другой стороны, те же участники пытались определить критерии оценки качества работающего школьного музея. Пока люди работают на общественных началах, все хорошо, а если им установят критериальные рамки по типу «деньги за результат»? Не исключено, что на выделенные ставки придут совершенно другие люди…

Музей – это всегда проект

А школьный – это гиперпроект. Среда, где рождается все.
Музеолог, музейный проектировщик Владимир Дукельский говорил: школьный музей – закрытая структура. Чтобы быть интересным детям, такой музей должен стараться больше, чем обычный городской. Есть удачный региональный опыт выстраивания карт областного музейного пространства, а это основа межмузейного взаимодействия. Интересный проект у сайта Soldat.ru – тут собирают школьные музеи, которые занимаются военной тематикой. Встречный курс успешен для обеих сторон. Этнографические музеи тоже объединяются в связи с поликультурностью – но вяло. К сожалению, настоящие музеи совершенно не интересуются школьными, не готовы рассматривать их как ресурс развития. Так что целый веер возможностей для проектирования деятельности в музейной педагогике остается за бортом. По той простой причине, что это никому из чиновников образования не интересно, а интеграция требует в том числе административного решения.
То есть опять язык педагогических ценностей и логика целей управленцев не совпадают. Но дальше некуда – теперь или модернизация школьных музеев, или их полное исчезновение. Модернизация музеев образца 50-летней давности может идти путем наполнения музеев новыми функциями. В регионах, особенно в селах, уже сейчас большинство школьных музеев – центры рождения новых идей и исследований. Точно так сейчас обстоят дела в музейном деле вообще: фонды – простор для творчества и познания.
Сегодня музей – это новая образовательная технология.
Что по факту? Все знают, что в школьных музеях делается большая работа, но какая, как и кем? Трудно понять, потому что нет межведомственного согласования. Образование не образование, культура не культура, туризм не туризм. Вечную проблему невстречи ведомств подчеркнула Любовь Духанина:
– Любая практическая задача упирается в сложности межведомственного рассогласования. А не может самый хороший учитель вести музей без консультирования специалиста. Дети тут, а музеологи и искусствоведы совсем в другом месте. Но ведь даже картинная галерея в школе не может быть выстроена «просто так». То, как ребенок впервые встречается с предметами материальной культуры, какое отношение взрослых к ним он наблюдает, чрезвычайно важно.
Кто бы спорил. И категория искренности «проводника» ребенка к историческим объектам и артефактам, быть может, самая главная. Но кто же против профессионализма? Итак, впереди новое положение о школьном музее, разработка положения о нормативно-правовой базе музея и налаживание механизмов постоянного взаимодействия школьных музеев.
Если вы, читатель, хотите заявить о своем музее, чтобы войти в Сеть, обращайтесь, пожалуйста, в Центр краеведения и музейного дела Московской городской станции юных туристов – http://www.mosgorsyutur.ru/. Там замечательные люди, они взяли на себя работу по регистрации всех российских школьных музеев. Сертификаты пока выдают всем без исключения.