Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В какой мере современная школа влияет на становление мировоззрения учеников и должна ли она ставить такую задачу? Хотят ли старшеклассники обсуждать мировоззренческие проблемы и как относятся к подобной практике педагоги? Этим вопросам было посвящено исследование, проведенное в школах Санкт-Петербурга.
Как выяснилось, у 63% старшеклассников есть устойчивый интерес к мировоззренческим проблемам, заинтересованность в их обсуждении. Как пишет С.Берестовицкая в статье «Мировоззренческая направленность школьного образования в оценках педагогов» («ПЕДАГОГИКА», № 1 за 2014 год), наибольший интерес вызывают вопросы поиска смысла жизни, своего пути, вопросы веры.
В исследовании был поставлен вопрос и о качествах, которыми должен обладать учитель. С точки зрения учеников, он должен уметь выстраивать доверительные отношения, общаться на равных, организовывать уроки в форме дискуссии. Примерно половина опрошенных отметили, что такие учителя в их жизни были. При этом более всего, по мнению учеников, к размышлениям о «вечных проблемах» их подвигает желание самостоятельно разобраться в каких-то вещах и менее всего – школьная жизнь и общение с учителями.
А что думают сами педагоги? 65% опрошенных учителей определили степень влияния школы на формирование мировоззрения как достаточно большую. 98% считают, что влияние школы на мировоззрение учеников не должно быть целенаправленным.
Какие же ценности хотели бы заложить педагоги в основание мировоззрения своих учеников? Как отмечают авторы, большинство ценностных ориентиров связано с нравственностью. Педагоги хотели бы воспитать доброту (20% респондентов), сочувствие, отзывчивость, сострадание, милосердие (18%), гуманизм (13%), порядочность (10%), честность (9%). Несколько реже, но тоже довольно часто в анкетах педагогов говорилось о стремлении воспитать патриотизм, а именно: национальное самосознание, память и чувство благодарности к достойным сынам Отечества, гражданственность. На третьем месте по частоте упоминаний оказались ценности, связанные с понятием личности: широта взглядов, независимое критическое мышление, умение анализировать, ставить цели, делать осознанный выбор, волевые качества.
Примечательно, что отношение к тем или иным вещам, которое хотелось бы воспитать в учениках, респонденты чаще всего определяли через слово «уважение». Педагоги писали о необходимости воспитать в детях уважение к другим людям, к себе, к миру, к природе, к истории страны, к традициям, к культурным ценностям.
Особо авторы акцентируют внимание на том, что 91% учителей ставят перед собой задачу помощи ученикам в решении мировоззренческих проблем.
Правда, на вопрос «Считаете ли вы себя подготовленным для решения этой задачи?» утвердительно ответили только 51% опрошенных. Остальные написали, что им не хватает: философских (52%), психологических (42%), религиозных (41%), методических (15%) и предметных (6%) знаний.

Все ближе итоговые экзамены. Как помочь выпускникам максимально эффективно использовать оставшееся на подготовку время?
Педагог-психолог старшего звена Центра образования № 641 Елена Сиденко предлагает использовать специальные упражнения, направленные на профилактику экзаменационного стресса. В статье «Цикл тренинговых занятий по теме «”Профилактика экзаменационного стресса”» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 2 за 2014 год), автор дает упражнения, помогающие настроиться на серьезную работу, осознать свое отношение к экзамену и выработать индивидуальную стратегию подготовки, оценить свои знания о процедуре экзамена.
К примеру, чтобы ребятам было проще справиться с внутренним напряжением, настроиться на рабочий лад и погрузиться в учебную проблематику, в начале занятия можно провести небольшое упражнение, позволяющее взглянуть на ситуацию «со стороны»: «Если бы твои трудности бы­ли проблемой другого человека, что бы ты ему посоветовал?» Упражнение делают следующим образом. Ученики объединяются в группы и сочиняют краткое по­слание старшекласснику из соседней школы, которому предстоит в этом году сда­вать ЕГЭ. Нужно дать пять советов, которые помогут ему сдать экзамен успешно. Советы должны быть практичными, выполнимыми и полезными (не подойдут советы типа «Забей на все», «По­дай в суд на министра образования» или «Армия тебя исправит»).