Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Серия кросскультурных исследований, проведенных российскими и финскими специалистами, дала неожиданный на первый взгляд результат: в представлении многих российских детей определение «умный» не положительная, а скорее даже негативная характеристика.
Как показал анализ детских рисунков (в исследовании принимали участие ребята 11–12 лет), для российских детей основная отличительная черта «умных учеников» – позитивное отношение к учебе: на рисунках нередко изображается ученик с поднятой рукой. Главные приметы «умного ученика» – очки и отличные оценки. При этом, как пишут Х.Рятю, К.Комулайнен, Н.Скороходова и В.Колесникова в статье «Образы умных людей у российских и финских школьников» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 5 за 2013 год), наши ребята не связывают интеллект с социальной успешностью и высоким статусом в обществе. Как написала в комментарии к рисунку одна девочка – «в голове у умного человека только учеба», в то время как «нормальные дети и учатся довольно хорошо, и делают все довольно хорошо».
Изображая умных взрослых, российские дети связывали работу человека с образовательными или научными институтами. Примечательно, что образ умной женщины представляется нашим мальчикам как официально одетая дама без ярко выраженных феминных признаков (девочки же рисовали умных женщин «без тела», изображая на рисунке только голову). А образ умного мужчины – пожилой, лысый профессор в очках.
У финских ребят умные женщины и мужчины занимаются самыми разно­образными видами деятельности и мало чем отличаются (по внешним признакам) от обычных людей.

Почему дети дают друг другу прозвища и клички? Первоклассники объясняют: «чтобы было веселее», «чтобы не путать друзей», «чтобы легче было называть друга, если у него длинное имя». А вот ответы второклассников: «так легче общаться друг с другом», «так можно быстрее что-то сообщать», «чтобы не было скучно».
Исследование, проведенное педаго­гом-психологом Н.Шкуричевой, показало, что более 70% первоклассников и 82% второклассников нравятся их прозвища. Около 30% второклассников хотят, чтобы так их называли и друзья, и одноклассники, потому что так «удобнее» и «смешнее». В то же время, как отмечает Н.Шкуричева в статье «Прозвища и клички младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 10 за 2013 год), 10% учеников второго класса убеждены: клички и прозвища необходимы для того, чтобы «издеваться, ругать, пугать».
Примечательно, что количество учеников, имеющих прозвища и клички, зависит от стиля общения учителя. Так, согласно данным исследования, в классах с демократическим стилем общения 87% девочек и 75% мальчиков имеют прозвища (клички), а в классах с авторитарным – 36% девочек и 37% мальчиков. Автор отмечает, что в классах с авторитарным стилем общения обычно встречаются либо примитивные клички (в основном ласкательно-уменьшительные), либо грубые, негативные (Псих, Нахал, Ураган…), хотя сами ученики воспринимают их как позитивные характеристики. Самое печальное, что самовосприятие ученика в таком классе тоже нередко имеет негативную окраску и как компенсация этому наблюдается придумывание кличек себе самому.
По наблюдениям автора, к третьему классу прозвища и клички могут служить показателем стиля общения педагога.

Помочь педагогу научить детей навыкам саморегуляции может знакомство с современными психолого-педагогичес­кими развивающими методиками, в том числе с методиками арт-терапии. О том, как использовать эти методики в педагогической практике, рассказывает Л.Голубь в статье «Программа индивидуальных занятий «Портфолио моего настроения» для учащихся, состоящих на профилактическом учете» («СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА», № 2 за 2013 год).
В публикации описываются занятия с применением элементов арт-терапии. Например, на занятии «Мое настроение сегодня» ребенку предлагается рассказать о своем настроении не вербально, а с помощью рисунка. Когда рисунок закончен, ученик заполняет специальный рефлексивный лист, отвечая на вопросы, позволяющие проанализировать причины определенного эмоционального состояния. В целом подобная работа дает ребенку возможность проиграть, пережить и осознать конфликтную либо иную проблемную ситуацию комфортным для него способом.