Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Меркулов Филипп

Дидактическая память класса: что это такое?

Знание особенностей группового запоминания позволяет учителю компенсировать «белые пятна» в памяти каждого конкретного ученика и не тратить времени на классическое «повторение пройденного»

Опытный педагог знает, что отдельно взятый ученик осваивает, запоминает материал не так, как группа детей, класс. Для обозначения этого явления есть даже специальный термин – дидактическая память класса. И большинство учителей, пусть неосознанно, работают именно с этими общими представлениями группы. Поэтому так часто звучит на уроке во множественном числе: «Помните, мы…»
Но когда оказывается, что дети «опять пришли как чистый лист!», учителя впадают в отчаяние. Хотя на самом деле эти неожиданные приступы коллективного «склероза» вполне объяснимы и поправимы...

От версии к канону

Чтобы свободно оперировать фактами, полученными сведениями, ученикам недостаточно выслушать доходчивые объяснения или добросовестно выполнить домашнее задание. Им необходимо снова и снова вместе с учителем возвращаться к пройденному, с разных сторон и в разных ситуациях, с учетом сегодняшнего опыта, с пониманием перспективы.
Для этого не нужно проводить бесконечные уроки повторения. Можно двигаться дальше, понимая, что всякая новая информация присваивается путем встраивания в систему уже существующих представлений о предмете и почти всегда требует существенного пересмотра, реструктуризации имеющегося багажа.
Несмотря на то что на каждом уроке дети сталкиваются с большим объемом информации, исследования доказывают: примерно треть всего, что рассказывает учитель или сообщает учебник, потом не упоминается, не применяется в дальнейшей работе. Это фон, который необходим для восприятия главного, возможность разным ученикам найти свой подход к теме.
Но как сохранить в общей памяти то, что должно быть выучено и присвоено, причем не только отдельным учеником, но целым классом? Для этого факты, формулировки, алгоритм действий сначала должны попасть в категорию более или менее ясных воспоминаний о событиях или ситуациях. О том, кто что говорил, где это было написано, какой картинкой проиллюстрировано. И в какой-то момент педагог может предложить тем, кто разделяет с ним это воспоминание, рассказать о своем «видении». Тут-то и начнут сталкиваться индивидуальные версии и понимания, сближаться представления.
В случае возникновения неразрешимых противоречий свое веское слово произносит учитель, ведь он, разумеется, лучше всех помнит, как было на самом деле, и способен отсечь нежелательные направления рассуждений от потенциально плодотворных. Так от одного повторения к другому рождается канонический текст.
Однозначно повышает вероятность попадания тех или иных сведений в общую дидактическую память класса возможность что-то записать, зафиксировать.
При этом педагог не акцентирует внимание на ошибочных ходах, несостоятельных версиях. Ученики сосредотачиваются на том, что признается достойным запоминания.

Два маневра возвращения

Как правило, на уроке учитель обращается к пройденному материалу в двух принципиально отличных ситуациях. Класс, индивидуально или по группам, работает над решением какой-нибудь задачи. Отвечая на вопросы детей, подсказывая, поправляя, педагог напоминает то, что непосредственно связано с практической деятельностью. Помогает увидеть истоки ошибки, причины затруднения. Его напоминания обращены в прошлое. В момент фронтального объяснения материала, подведения итогов напоминания учителя обращены в будущее, перспективны. Это восстановление смысла работы, логики предмета. Опора для следующего шага. Воспоминание, воспроизведенное, пересказанное учеником, – это помимо прочего еще и возможность для педагога увидеть индивидуальный способ мышления ребенка, выстраивания им собственных связей, ассоциаций, отличающийся от предложенного учителем.

Память места

Как известно, всякое воспоминание располагается во времени и пространстве. Это справедливо и для дидактической памяти: «Мы так делали в пятом классе», «Помните, на прошлом уроке, как раз перед звонком?..»
Лучше всего помнится – и это важный временной ориентир – контрольная работа, зачет. От этого момента уже проще вернуться в «накануне». Активизирует общую память класса не только учебный кабинет со всеми подробностями интерьера («Ты же сам вот на этой карте показывал…», «Я как раз у доски отвечал»), но и тетради учеников («Это вы уже записывали»). А если в классе остаются «вещественные доказательства» пройденного материала (собственного изготовления развертки геометрических фигур, комиксы о правилах пунктуации в сложном предложении, модели вулканов, схемы сражений), бывает достаточно рукой махнуть – и забытое возвращается.
Конечно, для учеников главный «вспоминательный» источник – педагог. Лицо учителя, интонации его голоса помогают детям удерживать в памяти то, что еще не приобрело для них форму личного знания. Поэтому совсем не странно, что на уроке русского языка многие ученики пишут гораздо грамотнее, чем на истории. Эта закономерность, увы, сказывается на результатах диагностических работ, которые проводятся иногда в другом помещении, в отсутствие «своего» учителя.

Непрерывность и разрывы

Для общего запоминания важна периодическая повторяемость. Чем свежее знание, навык, тем чаще стоит к нему возвращаться. Не обязательно впрямую. Ассоциативно («напоминает деление дробей…»), по аналогии («так же как и у существительных, у прилагательных…») по контрасту («в отличие от царя Алексея Михайловича Петр Первый…»). Такие напоминания «впроброс» – не просто повторение, но иной угол зрения, новая связь, шанс встроить новое знание в сложившуюся схему. Или изменить саму схему.
А еще – выделение главного, принципиального в наборе сведений.
Впрочем, перерывы в повторении также необходимы. В это время ученики самостоятельно «обрабатывают» материал, обдумывают его, формируют личное отношение к тому, что недавно узнали.

Ритуалы

Чтобы ученикам легче было вспоминать, учителя создают для этого более или менее постоянные условия. Выбор определенного времени (как правило, в начале урока или в конце). Формы работы (ученик у доски – общее воспоминание строится на анализе его ответа) или ситуации (скажем, все по очереди рассказывают выздоровевшему после болезни, как поняли смысл последних занятий – дополняя и поправляя друг друга). Популярны своего рода «ритуальные жесты»: чтоб напомнить (подчеркнуть важность запоминания), педагог диктует классу формулировку и одновременно фиксирует ее на доске. Или по ходу урока записывает на доске важные для дальнейших рассуждений высказывания учеников, по мере необходимости возвращая школьников к пропущенному звену в логической цепи.

Фактор времени

К сожалению, на запоминание и присвоение нового ученикам требуется время, которого в нынешних учебных планах не предусмотрено. Вот и вынужден педагог поторапливать «тугодумов»:
– Вспоминай скорее!
Быстро вспоминается только механически вызубренное. Но таким «непереваренным» в сознании блоком информации невозможно оперировать.
Мысль, опыт действия, к которым мысленно возвращается ребенок, разворачиваются в его сознании шаг за шагом. Цепочкой рассуждений, гипотез, выводов. Но для этого необходимо и самому высказаться и услышать других.
Поэтому главное правило настоящего образования – никуда не спешить, позволить себе терять время. И воспринимать все «проволочки» и возвращения к прошлому как дополнительные возможности.


Может пригодиться

Для того чтобы новые темы осваивались учениками «всерьез и надолго», придумано немало приемов.

Учитель на замену

Чужой учитель в классе – человек, у которого нет с этими детьми общего прошлого. Он не знает, как объяснялась тема, какие задачки решались, какие трудности были самыми непреодолимыми.
С одной стороны, ребятам придется его ввести в курс дела. То есть «сжать» прошлое до размеров нескольких предложений, выстроить его заново не в хронологическом порядке, а в соответствии с логикой предложенной работы. Полезная задача для ученика! И взрослый понимает, как уложилось в детской голове новое знание.
С другой стороны, у нового педагога своя логика, оригинальные подходы к материалу. Для кого-то из детей это окажется шансом проявить себя по-новому.
Договориться с коллегой о «замене» на пару уроков – реально. Тем более что услуга может быть взаимной.

«Карта памяти»

Своего рода опорный конспект, но с включением ассоциативных связей. Перенесенный на лист бумаги образ мышления. Рисуется она не в процессе объяснения (как опорный конспект), а в процессе вспоминания, восстановления прошлого.
Педагог предлагает ученикам сначала выбрать символ, ключевое слово для целого раздела, большого блока материала и записать (нарисовать) в центре листа. Вокруг в свободном порядке ребята записывают все ключевые слова, словосочетания, которые приходят им в голову в связи с центральным образом. На заполнение листа вольными ассоциациями отводится достаточно времени, чтобы успеть вытащить не только поверхностные воспоминания. При этом – никаких ограничений на содержание. Что пришло в голову, то и пишем. Теперь нужно из хаоса создать структуру. Для этого подчеркиваем каждое слово (словосочетание) и начинаем соединять линии между собой, обозначая смысловые, причинно-следственные связи. Хорошо бы линии, ведущие к центральному образу, делать пожирнее, периферийные – потоньше. Так нагляднее. Можно придумать разные цвета для разных видов связи: последовательность – зеленая стрелочка, дополняемость – синяя.
Эти карты можно отложить на время, а спустя месяц предложить дополнить новыми словами, стрелочками. К тому же сравнивать разные «карты памяти» – занятие непростое, но увлекательное. Отличный способ повторить тему.

Принцип айсберга

Речь не о глубокой подводной части ледяной горы, а о ее стремительном таянии под лучами солнца. Так же неудержимо тают учительские подсказки при обращении к изученному материалу. Если поначалу педагог, в сущности, сам проговаривает нужную формулировку, правило, от ученика требуется лишь подтвердить понимание. Учитель постепенно сокращает собственное высказывание, предлагая ребенку продолжить мысль.  

Список глупостей

У каждого человека есть привычные ошибки. «Я всегда это путаю (забываю)». Можно предложить ученикам составить список личных затруднений, всяких досадных оплошностей. Даже если пока не получается понять причины проблем и тем более устранить их, перечень поможет быть начеку в самые опасные моменты работы. Такой список можно разрешить взять с собой и на контрольную. Не шпаргалку с формулами, а напоминания о том, что нужно проверять с особым усердием.