Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

В.М.Лизинский 
Интересная жизнь и деятельность детей в хорошей школе
М.: Центр «Педагогический поиск»,
2012

Это книжка из серии «Как создать хорошую школу», в которой автор изложил концептуальные подходы в построении гуманной, человеческой школы, где взрослые и дети могут учить и учиться без страха, скуки, принуждения и унижений. Хорошая школа не ограничивается урочным пространством. Незаменимой средой для детско-взрослой деятельности могут быть классные часы, праздники, игры, поездки, встречи, дискуссии, исследования. Нужно только организовывать все таким образом, чтоб не тянуло от них нафталином и пионерскими сборами полувековой давности. Предостерегает автор и от другой крайности – помпезной педагогики. Это когда учителя, сутками пропадая в школе, ваяют грандиозные шоу, напрочь забывая о воспитании.
Чтобы это формально дополнительное, но по сути не менее важное, чем уроки, обучение стало весомым ресурсом для хорошей школы, нужно помнить о нескольких условиях. Детям должно быть интересно. Нужен выход на реальную практику, причем ребенку необходимо признание окружающих. У ребенка должен быть выбор разных форм деятельности и возможность управления своим образованием в той или иной мере.
На первый взгляд кажется, что действительно привлекательные для детей темы и занятия со школьными реалиями соотносятся довольно слабо. Но автор известен именно тем, что обычно предлагает читателю целую палитру идей, позволяющих преодолеть это противоречие. В данном случае – по поводу проведения классных часов (темы, варианты, приемы, исключающие скуку и морализаторство), клубов, фестивалей, действительно живых, актуальных для нормального ребенка проектов.

О.И.Ефимов, В.Л.Ефимова
15 мифов о детской речи
М.– СПб.: ДИЛЯ, 2013

Родители и педагоги отмечают, что у детей все чаще проявляются нарушения речи. Причины можно перечислять долго. Малыши с раннего возраста часами смотрят телевизор, их жизнь перенасыщена полезными, с точки зрения родителей, занятиями, но при этом системы организма, на которых строится мышление и речь, остаются недостаточно развитыми. Даже готовое детское питание, такое удобное и безопасное, не дает нормальной нагрузки на артикуляционный аппарат.
В результате, когда речевые проблемы становятся очевидными, родители по собственной инициативе или по рекомендации учителя обращаются к специалисту. Неврологу или логопеду. Так все-таки к неврологу или логопеду? Чтобы понять, кто из них какую проблему поможет решить, стоит прочитать эту книжку. Авторы – представители именно этих профессий.
Чтобы разграничить сферы воздействия каждого, нужно представлять себе механизм языкового развития и не нарушать его законы. Например, если патология возникла еще на довербальном этапе, нужно начинать не с обращения к логопеду. Он будет развивать артикуляционный аппарат ребенка, не уделяя внимания языку как знаковой системе.
Законы, по которым ребенок осваивает язык, постепенно вырисовываются по мере чтения одной главы за другой. Авторы выбрали увлекательный и забавный ход: опровержение мифов. Например, о том, что младенец учится говорить, копируя взрослых. Или о том, что развитие мелкой моторики улучшает речь. Оказывается, не все обстоит так однозначно. Можно верить или сомневаться в приведенной аргументации, но различие в возможностях логопедии и неврологии становятся более понятными.