Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
Третья тетрадь
Детный мир

УЧИТЕЛЬСКИЕ МЕМУАРЫ


Озерова Валерия

Орда и Мамай

Послевоенный учитель, послевоенные учителя

Вспоминаю… Мне 19 лет. Я только закончила педучилище. Школа.Второй  класс. Для меня первый класс в жизни. 36 человек. Мальчики и девочки. Первый вопрос на уроке, заданный мне Бетрединовым Айсаром: «Валерия Михайловна, а сколько раз вы видели живого Ленина?»

***

«Орда и Мамай». Так прозвали в школе меня и мой класс. Сижу как-то проверяю тетради во время свободного урока. В класс врывается разъяренная учительница пения:
– Идите и приструните своих оголтелых! Я знакомлю их с русскими народными песнями, а Айсар и иже с ним орут: «Мы с тобой два берега у одной реки!».

***

Айсар, кстати, был довольно грамотным. Но странная вещь: никогда не ставил восклицательного знака: он напоминал ему слезу.

***

Идет урок. Тема «Огородные растения». Время подходящее – конец сентября. Меня предупредили, что «кто-то» должен присутствовать. Явилась в школу с сумками, груженными овощами. Не смогла достать только шпинат. На всякий случай спрашиваю: «Дети, а кто знает, что такое шпинат?» Отвечает Абулхаков Байрон: «Шпинат – это дядя-шпион». Я дала себе слово никогда его не спрашивать, если в классе присутствует кто-то посторонний.

***

Учился в классе Володя Батятников. Его воспитывала одна мать, глухонемая. Приходилось ее иногда вызывать в школу: ленился Володя, вел себя неважно. Когда мама появлялась в школе, сыну приходилось быть переводчиком. Не сразу, но все-таки мы поняли, что переводит он вовсе не то, что говорят о нем учителя. Иначе с чего бы во время неприятного разговора маме улыбаться? Вызовы скоро прекратились.

***

Миша Жилин был странным мальчиком. Слишком эмоциональным. Однажды на перемене, после урока истории, он подбежал ко мне с какой-то палкой и закричал: «У, противная Фаня Каплан!»
Видно, на уроке им что-то рассказывали.В школе ожидалась комиссия, все блестело, кругом чистота. В холле, на стульях, возлежит Миша, на животе у него крест, сделанный из бумаги.
– Миша, что ты здесь делаешь?
– Не мешайте. Хочу отправиться в мир иной. Мертвые лучше живых.
Я приходила домой, рассказывала о нем. Моя мама возымела желание своими глазами посмотреть на чудо: «Я пойду с тобой в школу. Скажу, что я инспектор и хочу с ним познакомиться». «Инспектор» очень мягко поговорила с Мишей:
– Я вижу, ты хороший и умный мальчик.Ты можешь показать мне свои тетради и учебники?
– Пожалуйста, вот они. 

 Все тетради и учебники с вырванными листами, изрисованные, исчерченные.

– Миша, в этом же невозможно разобраться.
– Ну, товарищ инспектор, стоит ли вам и мне из-за такой ерунды нервы портить?