Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Серия исследований, посвященных ценностным ориентациям российских подростков, была проведена с 1993-го по 2010 год кандидатом социологических наук З.Селивановой. Их результаты обобщены в статье «Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков» («СOЦИС», № 8 за 2013 год).
Какие же тенденции выявило исследование? В иерархии ценностей первые позиции по-прежнему занимают ценности традиционные: доброта, терпение (58% респондентов), умение дружить, жертвовать ради друга (51%), духовная сила, сила характера (51%).
Но за последние десятилетия в обществе ощутимо снизилась востребованность стремления к реализации высоких смыслов, и как следствие – востребованность творческих профессий. И здесь возникает противоречие, столкновение с которым приводит к росту тревожности у многих подростков. Они не видят для себя таких ниш профессиональной деятельности, где могли бы реализовать свой созидательный личностный потенциал (среди таких ребят довольно много романтиков, стремящихся развить в себе силу духа, «бороться со злом и несправедливостью», «научиться создавать прекрасное») и при этом обеспечить достойное материальное существование себе и своей семье.
Вместе с тем все заметнее становится влияние либеральных и индивидуалистических ценностей. Все больше подростков называют в качестве главных жизненных целей: открыть свое дело (46%), иметь квартиру, много вещей, машину (33%), много денег (30%). Но у этой категории подростков иная проблема: они, как правило, не представляют себе, что такое взрослая жизнь, и ориентированы в основном на беззаботное времяпрепровождение. У них гораздо слабее проявляются установки на образование, но в большом почете физическая привлекательность, сила, умение жить красиво. Цель «открыть свое дело» зачастую ставится не для обретения самостоятельности, а исключительно в связи с желанием быть хорошо обеспеченным материально.

Публикация А.Обухова «В диалоге с миром» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2013 год) почти всеми экспертами журнала была оценена как «весьма эффективный опыт работы в условиях ФГОС».
Алексей Обухов рассказывает о практике проведения педагогами московского лицея № 1553 образовательных экспедиций, направленных на «непосредственное познание различных природных и социальных пространств, в том числе в процессе общения с людьми из различных культур, познание и развитие собственных возможностей, расширение мировоззрения». 
Для лицейских педагогов экспедиция – это особое образовательное пространство, которое выстраивается поэтапно в течение всего учебного года.
В статье описаны педагогические тонкости и нюансы организации работы на каждом этапе. К примеру, особое внимание уделяется выбору региона. На стадии выбора темы решающую роль играют заинтересованность педагога, его обаяние, увлеченность, открытость. Ведь на развитие интересов школьника, как известно, сильнее всего влияет личность учителя, а не специфика той или иной области знаний. Пришел, например, в школу геолог, который к тому же любит и умеет работать с детьми, – появилась геологическая специализация; пришел специалист по фольклору и этнографии – начались фольклорно-этнографические экспедиции. Практика показывает, что профессиональная ориентация старшеклассников лучше всего формируется через личностное общение с носителями профессий.
Для успешной работы на стадии сбора материала важно, чтобы основные принципы ведения беседы с местными жителями были разъяснены школьникам еще перед экспедицией. Например: «Не жди, что на все твои вопросы ты получишь всеобъемлющие ответы. Больше слушай, меньше говори. Задавать тему разговора нужно самому, но если собеседник стал рассказывать что-то другое, то не прерывай его сразу…»
Каждый этап направлен на «построение содержательного взаимодействия учителя и ученика с целью их личностного развития в едином процессе». А в результате возникает замечательный образовательный эффект: именно конкретные этапы экспедиции задают ту «систему координат», в которой многие ученики начинают потом определять значимые периоды и события своей жизни.