Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ТРАЕКТОРИИ ВЗРОСЛЕНИЯ


Витковский Анатолий, Кожакина Светлана

Задание застенчивому Ангелу

Работа с рефлексивным дневником требует специально организованной среды, которая подталкивает ребенка задуматься о своих силах, возможностях и перспективах

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стать человеком социально адаптированным, способным себя реализовать? Очевидно, что для решения этих задач необходим комплексный подход, с включением в работу педагогов, родителей и психологов, с использованием разных форм и методов. Именно такой подход разрабатывает научный сотрудник Саратовского ИПКиПРО Светлана КОЖАКИНА. Мы попросили ее рассказать об этой работе.

– Светлана Олеговна, ваша экспериментальная программа предполагает в том числе использование совершенно нетипичных для школы форматов работы. Например, работу с рефлексивными дневниками. Для чего?

– Наша работа ориентирована на подростков. Это возраст, когда возникают новые сложные переживания, интересы, проблемы. Ребятам важно разобраться в себе, в том, какой я человек? Что могу, к чему стремлюсь? Подростки все время в поиске. А дневник позволяет сосредоточиться и осмыслить то, что тебя волнует в спокойной обстановке, наедине с собой. Как известно, письменная речь способствует более глубокому погружению в предмет размышлений.

– Но ведь современные подростки не очень склонны к выражению своих мыслей на бумаге. Откуда у них возьмется интерес к ведению рефлексивного дневника?

– Наверное, если бы мы просто предложили ребятам попробовать осмыслить свои проблемы в таком дневнике, они бы не заинтересовались этим предложением. Ну вопросы и вопросы – мало ли какие задания предлагают учителя. И потом – было бы не очень понятно: к чему все это? Понял, предположим, Петя, что у него в жизни нет никаких особенных целей, ради достижения которых он готов прилагать большие усилия – дальше-то что? 
Рефлексивный дневник сам по себе действительно не так уж и интересен. Другое дело, когда работа с дневником сочетается с воспитательными делами, тренингами, играми, направленными на формирование и развитие значимых для социально успешной личности качеств.

– А что это меняет?

– Это становится понятно, если рассматривать наш подход в целом. Попробую описать его по возможности кратко.
Итак, модель развития социальной успешности включает пять последовательных этапов: рефлексивно-оценочный, рефлексивно-информационный, проектирующий, деятельностный, рефлексивно-коррекционный. У каждого этапа свои задачи и своя система заданий. Например, на первом этапе важно определить уровень сформированности социальной успешности подростка. Это делается классным руководителем совместно со школьным психологом с помощью специальных тестов.
Так, в школе, где апробировалась наша модель (в 6 и 7 классах), было проведено несколько необычных классных часов на темы «Меня зовут...», «Я – ...», на которых подростки представлялись, как считали нужным, и давали себе характеристики в свободной форме. При этом ребята старались найти способ рассказать о себе таким образом, чтобы отразить свои интересы, особенности. Представление могло начаться со слов «Меня зовут Джули… Ангел… Тигренок…», а продолжиться, например, так : «Я интересный собеседник, но немного застенчивый с новыми знакомыми…» В дневнике же ребятам предлагалось поразмышлять над вопросами, направленность которых была обусловлена спецификой этапа.
К примеру: «Подумай, какими качествами ты обладаешь. Запиши их. Я – … (личные качества: добрый, скромный, активный...)». «Как ты считаешь, какое место в классе с точки зрения принятия коллективом ты занимаешь? (1 – максимальное принятие, 24 – минимальное принятие (эта цифра зависит от числа учеников в классе). Найти себя: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10... 24». «Подумай, кого ты считаешь социально успешным, и заполни таблицу». А в таблице предлагается перечислить людей, сказочных героев и персонажей фильмов, которых можно назвать социально успешными, назвать признаки, которые позволяют отнести конкретного персонажа к этой категории, отметить, какие из этих качеств присущи самому ребенку, а какие нет.
Цель следующего этапа – дать подросткам информацию, необходимую для понимания ими понятия «социальная успешность», чтобы они могли примерить на себя: успешен я или не очень? Например, у нас в школе прошли дискуссии «Что такое социальная успешность?», «Потребности или прихоти?». Замечу, что вопросы в дневниках, как правило, касались тематики прошедших обсуждений: «Как ты понимаешь социальную успешность?», «Какие ассоциации вызывает у тебя слово “успех”?»
На проектирующем этапе классный руководитель вместе с подростком и по возможности с его родителями выстраивают индивидуальную траекторию формирования социальной успешности. Какой результат хотелось бы получить? Какие действия надо для этого предпринять, учитывая направленность интересов и потребностей ребенка? Обсуждают варианты сотрудничества подростка со взрослыми.
На деятельностном этапе подросток пробует свои силы в разных областях. Здесь важно задействовать все доступные ресурсы: кружки, учреждения дополнительного образования, школьные и региональные конференции, конкурсы, олимпиады.
Свои впечатления – успехи и трудности, победы и разочарования, открытие каких-то новых жизненных перспектив – ребята описывают в рефлексивных дневниках, обсуждают с классным руководителем.
Надо сказать, что на протяжении всего периода ведется работа, направленная на развитие и педагогическую поддержку подростков: игры, тренинги, создание ситуаций успеха. Например, на деятельностном этапе между тремя командами одного класса был проведен брейн-ринг. Команды соревновались в выполнении заданий, требующих разных способностей: логического мышления, силы и ловкости, смекалки, фантазии. А поскольку в каждой команде были ребята с различными природными задатками, каждый мог внести свою лепту в общий успех, что конечно же способствовало повышению уверенности в себе.
Поскольку в школе происходило много самых разных событий, так или иначе связанных с общей проблематикой нашего проекта, это создавало поле значимых смыслов, о которых детям хотелось и думать, и обсуждать, причем не только со взрослыми, но и друг с другом. Отсюда рождался интерес, в том числе и к ведению рефлексивного дневника.

– Предполагается, что ребята будут обсуждать свои дневниковые записи с классным руководителем и психологом. Но ведь ведение дневника – это интимный процесс...

– Конечно, мы понимали это. Притягательность дневникового жанра тем и определяется, что, оставшись наедине с белым листом бумаги, человек может доверить ему самые сокровенные мысли. И если разрушить эту интимность, то и смысл ведения дневника теряется. Поэтому в первом же разговоре с ребятами психолог объяснил, что работа с дневником не имеет ничего общего с выполнением домашних заданий. Никто не будет собирать дневники и проверять их. Но если у самого ученика возникнет какой-то вопрос или проблема, он может обсудить это с классным руководителем или психологом.
Кроме того, в дневниках ребята писали от своего имени, а во время общих встреч проблемы обсуждались от третьего лица. Например, «человек сможет научиться выходить из конфликтных ситуаций, если разовьет в себе такие-то качества…». Конкретные болезненные для ребенка темы обсуждались только во время индивидуальных встреч и с согласия самого ребенка.

– Очевидно, успех такой работы во многом зависит от общей атмосферы в классе. Вы что-то делали для того, чтобы эмоциональная атмосфера стала более комфортной?

– Да, конечно, и не только эмоциональная. Созданию позитивной атмо­сферы уделялось очень много внимания, начиная с заботы о том, чтобы ребята нормально питались и чтобы у них было хорошее физическое самочувствие. Что касается улучшения эмоционального мик­роклимата, то для этого мы использовали специальные игровые и тренинговые методики. Например, тренинг «Корабль спасения». Судно потерпело крушение, и вся его команда оказалась за бортом. Можно спастись, перебравшись на другое судно, но для этого надо выполнить ряд заданий, с которыми сложно справиться в одиночку. Каждое успешное решение дает кому-то возможность подняться на «корабль спасения». Однако, по условию, команда не может быть спасена, пока все ее члены не окажутся на борту.
Участие в подобных тренингах укрепляет у детей чувство собственной нужности и принадлежности к коллективу. А это очень важно для подростка. Мы проводили тренинги, направленные и на повышение самоуважения, чувства уверенности в себе, и на преодоление различных, свойственных подросткам, тревожных состояний и страхов. Например, опасения возможного негативного отношения к себе со стороны окружающих.
Все это важно как для создания позитивной атмосферы, так и для социальной успешности. Это взаимосвязанные вещи.

– Какие еще предпосылки успеха модели вы бы выделили?

– Безусловно, многое зависит от поддержки школьной администрации, от того, насколько хорошо налажено взаимодействие классного руководителя со школьным психологом, а также от позиции родителей. В ходе нашего эксперимента классный руководитель все время работал в тесном контакте с родителями. Они обсуждали, что происходит с ребенком, в чем он испытывает трудности и чем ему можно помочь, какой должна быть тактика поддержки ребенка и формирования его социальной успешности. Встречи были как индивидуальные, так и общие. Были и особые форматы совместной работы. Например, родителям предложили написать своему ребенку письмо «Ты у нас молодец!» и положить его в специальный почтовый ящик в классе. А ребенок мог написать ответ и сказать в нем то, что, возможно, не решался сказать в личном разговоре.

– Можно сказать, что апробация модели прошла успешно...

– С нашей точки зрения – да, поскольку мы видим результаты. Хотя мы работали всего два года, но за этот срок произо­шли позитивные изменения. Например, у некоторых стеснительных, зажатых учеников появилось больше уверенности в себе. И отношение в классе к ним начало меняться. Особенно заметно это было после того, как ребята увидели одного своего застенчивого одноклассника в не свойственной ему роли. Дело в том, что у нас было театральное представление, где ребята вживались в характеры не похожих на них персонажей, скажем, скромный интроверт пробовал себя в амплуа лидера...
И напротив – у лидеров, отличающихся высоким эгоцентризмом, сгладились некоторые негативные черты: чувство превосходства, заносчивость.
О результатах мы можем судить и по тому, что говорили сами ребята. Мы часто слышали от подростков, что им нравится участвовать в том или ином событии, нравится работать с дневником. Много раз бывало так, что ребенок не просто выполнил задание, но спустя время вновь возвращался к нему: понял что-то новое или изменилась точка зрения на этот вопрос. А во время совместного подведения итогов некоторые ребята говорили даже о конкретных изменениях: «Я стал более уверенным в себе», «У меня появились новые интересы», «Улучшились мои отношения с родителями».