Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Экономия? Нам до лампочки...

Образовательная сфера пока не справляется с требованиями энергосбережения

Только 42% школ из проверенных сумели обеспечить основные показатели энергоэффективности.
А это значит, целевые системные бюджетные вложения в программы энергосбережения школ на региональном и муниципальном уровнях отсутствуют либо являются разовыми и единичными. В результате стратегические задачи, поставленные ФЗ № 261, не решаются, заложенные в нем нормы не выполняются…

Гасите свет!

По данным Минобрнауки, российские школы тратят на коммунальные услуги около 1 млн рублей, а вузы – от 1 млн до 200 млн рублей в год.
В ноябре 2009 г. был принят Федеральный Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...», согласно которому образовательные учреждения должны снизить энергозатраты на 15% до конца 2014 г., при том что потенциал энергосбережения, по подсчетам специалистов, выше – около 40–45%.
Этот же закон обязал школы получить энергопаспорт. Документ, содержащий данные о потреблении в здании электроэнергии, которая расходуется на освещение, отопление, кондиционирование, подогрев воды, другие нужды, а также план повышения эффективности по использованию энергоресурсов.
Но сначала проводится энергоаудит, обследование здания специалистами, они обязаны составить объективный отчет о реальном состоянии энергохозяйства, выявить причины нерациональных затрат, разработать программу энергоэффективности и оценить ее примерную стоимость.
По идее в школе должны быть современные приборы учета (воды, электро­энергии, газа и т.д.); на потолках светодиодные лампы, а на окнах – пластиковые стеклопакеты.
На днях проект «РИА Новости» «Навигатор энергосбережения школ» представил результаты исследования почти трех тысяч школ из 8 территорий. Наивысший показатель – обеспеченность школ энергопаспортами, 97%. Удивляться не стоит: отсутствие документа оборачивается серьезными штрафными санкциями для организаций и руководителей. Что же касается конкретных мероприятий, осуществляются они с разной степенью успешности и в зависимости от финансовой обеспеченности регионов. Так, приборы учета тепла установили в 97% школ Санкт-Петербурга и только в 33% школ Северной Осетии. Столь же неравномерная картина и по установке приборов учета горячей воды: они имеются лишь в 9% школ Еврейской автономной области. В 77% обследованных школ уплотнили и утеплили дверные блоки на входе; 64% произвели замену и утепление оконных блоков. При этом только 16% школ занялись утеплением наружных стен, модернизацией трубопроводов и арматурных систем отопления. Люминесцентные лампы горят в 87% школ, а высокотехнологичные светодиодные, которые позволяют сэкономить до 60% энергозатрат, в 20% школ. Как уверяют специалисты, такие лампы не вредят здоровью детей, наоборот, приводят нас в соответствие с санитарно-гигиеническими европейскими нормами.
Основные вложения школы делают в те позиции, которые являются финансово менее емкими, – лампы, двери и окна, в то время как ключевые задачи, как модернизация систем отопления и зданий, не являются предметом инвестиций. Понятно почему. Только 56% школ заявили об использовании муниципальных и региональных ресурсов в интересах решения вопросов энергосбережения. Остальные школы выкручиваются за счет внебюджетных, то есть родительских средств.
Небольшое утешение – директорам школ теперь разрешается использовать средства, сэкономленные на энергосбережении, на различные школьные нужды по собственному усмотрению. Очевидно, сэкономленные в результате реализации программы энергосбережения средства пойдут на выполнение других требований к энергосбережению. Стратегия организации инвестиций не по силам образовательным организациям, и вместо заветной экономии мы видим требование все большего увеличения затрат.
Но ставить крест на школьных программах энергосбережения никто не собирается. Напротив, министерство объявило конкурс на разработку и внедрение системы мониторинга соответствия уровня образовательных учреждений требованиям в области энергоэффективности и энерго­сбережения. Цена вопроса – 35,1 миллиона рублей. Также Министерство образования и науки выпустило в свет игры для учащихся, пособия для учителей и директоров по воспитанию бережливости.

А в это время…

На 1 сентября текущего года в две смены обучаются: 47% школьников в Дагестане, 73% – в Ингушетии, 85% – в Чеченской Республике, 44% – в Краснодарском крае, 45% – в Кемеровской области, 42% – в Иркутской области, 40% – в Челябинской, 52% – в Ямало-Ненецком округе. И это далеко не полный список.
На территории Северо-Кавказского федерального округа количество школ с трехсменным обучением увеличилось с 36 в прошлом году до 73 в нынешнем.
Около 800 школьных зданий в России признаны аварийными.