Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО


Чканикова Александра

Директора, учителя, родители: конфликт интересов и ожиданий?

Исследование показало, что в оценке проблемных точек образования позиции сторон кардинально не совпадают. Но так ли это?

В каких точках возникает дисбаланс интересов между участниками образовательного процесса? Есть ли пути согласования этих интересов? Институт гуманитарного развития мегаполиса совместно с Левада-центром провел исследование на эту тему. Были проинтервьюированы двадцать пять директоров школ, при помощи анкеты опрошены две тысячи учителей и четыре тысячи родителей четырех «переломных» классов, первого, четвертого, девятого и одиннадцатого. Результаты исследования озвучила на семинаре в НИУ ВШЭ директор Института гуманитарного развития мегаполиса Елена АВРААМОВА.

Руководители школ согласились, но не поняли

Директора понимают неизбежность реформ, но видят как позитивные, так и негативные последствия их проведения. Радует директоров материально-техническое оснащение школ, уверенный рост зарплат и, как следствие, решение кадровой проблемы. Плюсы дает расширение информационного пространства, активная коммуникация с родителями благодаря функционированию электронных журналов, открытость и прозрачность. А в учебном процессе – это расширение деятельностной составляющей, особенно в младших классах.
Теперь о минусах. Почти все директора отмечают непоследовательность реформ, отсутствие намека на какую-либо стратегию. К тому же частота новшеств превышает возможности людей их принять: изменений чересчур много.
Далее – список дурных последствий: бюрократизация, вал отчетности, унификация школ, непродуманные рейтинги, неправильные сроки выдачи грантов.
Притом на вопрос «почему ситуация в школе такова», директора наиболее часто отвечают: это в духе времени... сейчас везде так… надо улучшать менеджмент. Как правило, никакой связи реформ с качеством образования директора не видят. Быть может, потому что ее нет?
А что есть? Высокая адаптивность, готовность принимать новые правила и быстро реагировать на новые изменения. Но, как выяснилось в обсуждении, это обоюдоострые характеристики.
– Есть усталость от реформ и желание, чтобы тряска наконец закончилась, – говорил директор ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово» Александр Рывкин. – Кроме того, отсутствие системности и стратегии на будущее перекрывает собой любые положительные последствия реформ.

С учителями стало лучше, только работать им все труднее

В Москве никакого старения кадров не наблюдается, кадровый успех, по словам директоров, произошел за счет Подмосковья и регионов: около трети московских учителей учились в другом регионе, и качеством региональных педагогических кадров директора довольны. Подчас их подготовка значительно лучше, чем у столичных выпускников.
Ну а сами учителя единогласно говорят, что работать стало труднее, и 90% главной трудностью называют обилие отчетности. Это несколько обескуражило исследователей, ведь по их данным больше всего времени занимает подготовка и проведение уроков, совокупно больше 60%, а бумаги отнимают всего лишь 14% рабочего времени. Что тут сказать – есть такие дела, на которые не жаль времени, они – основная рабочая задача, творческое дело, призвание. А есть бессмысленная работа, как повторное заполнение журнала, так на него и пяти минут жалко, и одна мысль об этом травмирует. И вряд ли стоит формально анализировать тайм-менеджмент учителя.
Вторая трудность – ЕГЭ, ГИА: 36% учителей сложность своей работы связывают с итоговой аттестацией детей, 28% – с освоением ИКТ.
Но настоящая трудность – усложнение отношений с родителями и с детьми, 25% и 40% соответственно. И хотя – опять же – живые феномены нельзя измерить в процентах, приходится задумываться о том, почему «сильному педагогическому составу» отношения с детьми и родителями не даются. Но как возможна успешная учеба в отсутствие нормальных отношений, в конце концов, чего она стоит?
Теперь о зарплате: несмотря на отмеченный директорами рост зарплат, улучшения материального положения не фиксируется у 83% учительских семей. Эксперты гадают: инфляция съела разницу? Или сознание искажено настолько, что улучшений не замечают? Тем более выяснилось: до половины учителей имеют больше одной, но меньше двух ставок. Здесь снова прозвучало мнение Александра Рывкина:
– Раньше во всех хороших школах учитель работал не больше восемнадцати часов в неделю, больше – это уже халтура и потеря качества. Сейчас в школах учителя работают по двадцать четыре часа в неделю, а то берут и по сорок часов.
Не поспоришь: перегрузка, непредсказуемость и частота перемен съедят положительные эффекты чего угодно.

Родители требуют больших знаний, серьезных нагрузок

Через исследование выяснилось, что перед поступлением в школу почти все дети занимаются, как безумные, на двух-трех фронтах. Детский сад, дополнительные занятия (60%), спецкурсы при школе (50%), учатся с учителем (17%), почти все готовятся к школе дома с родителями. Экономический статус семей разный – стратегия одна: избыточно накачать, чтоб был не хуже. Всего 15% родителей считают, что в первый класс можно идти, не умея читать, писать, без начального знания английского.
Этот миф не развеивается и после поступления в школу: дети занимаются дополнительно на стороне, в 9 классе – три четверти имеют репетиторов по основным предметам.
Притом мнения родителей по поводу качества школьного образования, как ни странно, разделились. Треть родителей считает, что школа и сама отлично подготовит к ЕГЭ, еще треть – что только лучшие школы на это способны, оставшиеся – не надеются даже на лучшую школу. А ведь дополнительно занимаются гораздо больше учеников, чем треть!
Ключевой момент: исследователи спросили родителей о том, чего не хватает нынешним учителям. На общем фоне выделились три дефицитных качества: индивидуальный подход, умение заинтересовать, создать комфортную обстановку в классе. Все остальное – квалификация, информационная грамотность – не так важно.
Социолог Владимир Собкин так прокомментировал эти данные:
– Им в учителях не хватает человеческих качеств, а это симптом, показывающий отчуждение учителя от самого учебного процесса. У нас нет самого главного, что должно быть в учебном процессе, человека… так к чему тогда вообще этот процесс?
Однако у докладчика Елены Авраамовой другая трактовка:
– Родители берут на себя подготовку детей, оставляя школу как номинальное учреждение. А учителям деваться некуда, никакую собственную стратегию нельзя простроить.
Так и хочется сказать: и? значит? Например, хватит ломиться в открытые двери, давайте создавать культурную среду и насыщенную живым общением жизнь, делать то, что родители не смогут сделать при всем желании. Но чья тут должна быть воля?

Исследователи и их данные

Впечатления от исследования могут быть самые разные – от подозрений в конъюнктурности до искреннего удивления. Откуда ощущение того, что данные далеки от действительности? Упорно измеряя средние количества, можно получить достоверные данные, которые, однако, не дают никакого представления о реальности. Число всех деталей конструктора посчитали, но башню так и не собрали.
Как хотите, а не совмещается струк­турно-функциональный подход с системой образования, изменчивой, живой и разнообразной, вопреки всем реформам
Правильно – наблюдать в движении, докапываясь до сути через кейсы, беседы, включенное наблюдение. Так можно хоть что-то узнать о том, как работает учитель.
А пока он выбирает один из трех предложенных вариантов ответа, соглашается или не соглашается, все собранные данные будут не про него.