Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Леонтьева Ольга

Толвуя – центр единомышленников!

В карельском селе свободное образовательное пространство начинается с... комнаты, выделенной сельсоветом

Мы познакомились несколько лет назад, перекинулись парой слов, а потом стали переписываться. Я постоянно получала приветы от «ёжиков» – так Тамара Павловна почему-то называла свой класс. И вдруг в начале этого года пришло странное письмо: она ушла из школы
и что-то планирует сделать в своем селе: «Пока рано говорить, может, ничего не получится… Приезжайте в конце января»… Иногда от нее приходила краткая информация: «Сходила в сельсовет, выделили помещение, спасибо им… Пришли женщины, предложили заниматься скандинавской ходьбой, это когда с лыжными палками ходят, нам так нравится… Провели выставку фотографий об истории нашего села, почти все помогали, такие молодцы».
Я ждала конца января, с трудом сдерживая нетерпение. В небольшом карельском селе Толвуя (для тех, кто не из Карелии: ударение на первом слоге) на волонтерской основе создавалось свободное (от руководства свыше) образовательное пространство – именно так понимала я то, что делала Тамара Мукконен. Такое пространство складывается по особым законам, которые мало кому известны…

Чему учим, тому и учимся

Сразу спросила Тамару Павловну, что же заставило ее уйти из школы и почему так необычно она называет учеников своего класса.
– Я к ним очень привязалась и пока не готова брать других детей, – объяснила она. – Они такие смешные, мои «ёжики»: чуть что – иголочки у них сразу дыбом встают, защищаются… Без них в школе пусто.
Учителя со стажем вряд ли напугает расставание с выпускниками, ведь это неотъемлемая часть профессии. А безвозмездное служение в сельском клубе, пусть и в специально выделенном для этого пространстве, вряд ли может заполнить целый год жизни деятельного педагога. Ведь «ёжики» придут новые, и иголочки у них будут так же ощетиниваться и опускаться.
– Может быть, я просто устала выполнять массу непонятных мне приказов, – продолжает Тамара Павловна, почему-то потупив глаза.– Математика и ЕГЭ по математике – совершенно разные вещи. С подготовкой школьников к экзаменам я справилась довольно легко: просто нужно с каждым отдельно позаниматься, чтобы ребенок силы свои почувствовал. Только кто же будет платить за такие индивидуальные занятия? Занималась бесплатно, но ведь это не каждый учитель может себе позволить. И со своим классом я не работала по часам – мы интересно прожили эти семь лет. И с каждым годом мне становилось все труднее. Все больше инструкций, приказов: проведи это, сделай то. То с наркотиками все вместе боремся, то с курением и алкоголем. А когда же жить и радоваться жизни? Когда выпускала своих «ёжиков», объясняла им: не нужно бояться что-то в жизни менять, иногда стоит начать все сначала, сделать то, что считаешь нужным, а не то, что приказывают. Да, это хлопотно, но бояться напрягаться, пробовать себя там, где еще никогда не был, не стоит. Билла Гейтса вспоминала: захотел поесть – иди к холодильнику и сделай себе бутерброд. Это в твоих силах! Выпустила ребят и почувствовала, что сама тоже должна что-то новое, важное совершить. Может быть, слишком сильно их убеждала и в результате сама изменилась? У меня всегда так: с пятиклассниками играла в прятки и бегала без устали; вместе с подростками становилась максималистом, а когда мой класс перешел в старшую школу, у нас наступила пора влюбленности...

Один день с Тамарой Павловной

Утром мы никуда не спешили. Всласть выспались и часов в десять пошли расчищать снег и открывать заледеневшую за ночь дверь: скоро в Центр единомышленников (ЦЕМ – так назвала создаваемое пространство Тамара Мукконен) придут малыши из детского сада, негоже заставлять их переползать через сугробы.
Только всё открыли-расчистили, пришли Оля и Вероничка – бывшие «ёжики», а в настоящее время студентки, вернувшиеся домой на каникулы. Иголочек никаких, только улыбки. Не опоздали, как когда-то в школу, напротив, подошли заранее, хоть и пожаловались: не успели позавтракать.
А вот и малыши! У каждого в руке – билетик в кино. Сняли верхнюю одежду, чинно расселись на заботливо застеленных ковриками лавочках в ожидании фильма. Это – первый в их жизни кинотеатр. Сначала мульт­фильм обучающий, потом тот, который они заказали неделю назад; между ними девушки провели с малышами динамичную игру. Всем весело, правда, еще нужно будет научиться, как при этом не мешать друг другу, ведь совместный просмотр подразумевает особые правила поведения.
К часу дня мы с Тамарой Павловной добежали до места встречи выходивших на пешую прогулку с лыжными палками женщин. На этот раз Тамара Павловна с ними не пошла, но пришла извиниться: нельзя сначала поддержать общее дело, потом бросить его, ссылаясь на занятость.
К четырем часам в небольшом помещении собралась целая толпа: выпускники и десятиклассники со своим классным руководителем – создавать комнату занимательных опытов; ученики начальной школы – смотреть, что там для них готовят; редколлегия школьной газеты – встречаться со мной.
Кто-то смеялся, другие болтали без умолку – никакого порядка! Абсолютно естественная сцена для свободно организующегося пространства. Если хочешь понять, что там происходит, нужно не наблюдать, а стать его частью. Именно это я и сделала. Попросила Вероничку найти мне ложку и нитку. Когда все необходимое было у меня в руках, показала подбежавшим малышам один интересный опыт. Десятиклассники тоже подготовили опыт: надули улыбающийся шарик при помощи соды и уксуса. Дети предпочитают не дискутировать о том, чего еще нет (собрались-то комнату опытов обсуждать), им гораздо больше хочется что-то делать, тогда и идеи появятся.
Мой опыт изучения свободных образовательных пространств показывает, что в них каждый пришедший должен включаться в общую работу, в идеале – сделать свой вклад. Всем гостям, посмотревшим уже приготовленные опыты, надо дать шанс внести в выставку что-то новое, свое, а для этого заранее необходимо создать специальное место.
– Мы так и делали на фотовыставке, – говорит Тамара Павловна. – У нас под каждой фотографией висели лист бумаги и карандаш. Гости писали свои истории о людях, которых узнавали на фото, о домах и местах, которые были изображены. Получилось так интересно! Многие наведывались по нескольку раз.
Тут пришла пожилая женщина и как-то очень просто влилась в наш детско-взрослый коллектив – оказывается, это бывшая учительница математики Нина Михайловна Кургополова. Тамара Павловна чуть позже объяснила, что когда-то именно у нее училась быть учителем. Сюда Нина Михайловна пришла, чтобы научиться делать видеофильмы, используя набор цифровых фотографий.
В общем, шум, разговоры, «беспорядок» – у каждого свое дело.
Часов в семь в комнату вошла новая группа: школьные учителя и глава поселения. Собрались, чтобы планировать общие с сельсоветом мероприятия. Уселись за тот же стол, начали обсуждать каждую деталь. Голоса у всех звонкие, то ли шутят, то ли спорят… Оля с Вероничкой остались: интересно.
Подошли участники будущего спектакля, взрослые сельчане и школьники, началась репетиция. В актовом зале холодно? Оделись потеплее, никаких проблем. Домой мы вер­нулись около десяти. Вот это день!

«Они радуются, и мне приятно»

Такой у Тамары Павловны ответ на вечный вопрос «зачем?». Планов на будущее – море. И воскресный кинозал (кроме просмотров, еще и дискуссионный клуб), и женский клуб, где можно и пообщаться, и здоровьем заняться. А еще есть подростки, которых дома никто не ждет. И старики, тоскующие в одиночестве. Многим, очень многим нужна эта маленькая комната, в которой тебе обязательно обрадуется один хороший и добрый человек. А ведь есть шанс, что и не один.
Люди возвращаются не туда, где им что-то дают или чему-то учат, а туда, где в них нуждаются. Когда слышат: твоя помощь нам очень нужна. Тонкая материя. Тамара Павловна рассказывает:
– Ко мне сначала постоянно забегал Гоша – мальчик из сложной семьи. А потом он почему-то перестал приходить… А в чем была моя ошибка? Когда я искала колонки для нашего кинотеатра, он радостно сказал, что принесет свой старый магнитофон, а я сказала, что не нужно. По существу, так и есть, я потом нашла нужные, но для Гоши дело было не в колонках вовсе…
И я вспомнила, как в конце дня, когда в комнате не осталось никого из ребят, к нам подошла девочка и сказала Тамаре Павловне, что ей здесь понравилось, что она хочет приходить. Я тогда замерла: что девочка услышит в ответ? От этих слов зависит, как это саморазвивающееся пространство будет жить впредь. И услышала:
– Прекрасно! Я так рада! Нас попросили для детского садика сделать кукольный спектакль, сможешь поучаствовать? Куклы будешь делать?
…Придет девочка, придет каждый и обязательно останется, если в его помощи будут нуждаться.