Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Кожурина Людмила

«От того, что за человек у нас директор, мы зависим больше, чем от того, какой у нас министр»

Конкурс, где выявляется ценностное содержание профессии

В последние дни осени прошел финал Всероссийского конкурса «Директор школы – 2012». Хорошее дело: участие добровольное, общение непринужденное, попутно – обучение, но главное – все происходящее чрезвычайно познавательно. Участники погрузились в атмосферу глубокого профессионального общения. 
Специалисты увидели и услышали людей, реально сохраняющих образование в нашей стране. Организаторы в очередной раз убедились в ценности самой идеи – звать и собирать активных, интересных директоров, обеспечивать поле их взаимодействия. Причем каждый год – более открытое. Ведь на новый финал приезжают победители прежних конкурсов…


Победители-побудители

Не все делать – печалиться. Сетовать, критиковать, но все равно давать выкручивать руки себе и своим учителям. Пора решать и действовать. А для этого – думать, думать, думать.
Один из конкурсных дней «проверял» масштабность мышления наших директоров: надо было несколько минут побыть на сцене министром (трибуна стояла) и дать предложения по совершенствованию системы образования. Если очень коротко, идеи выдвигались такие.
Вячеслав Малицкий, директор школы № 21 города Канска Красноярского края: «Вернуть советскую педагогику в ключевых моментах».
Алексей Крошихин, директор школы № 13 города Норильска: «Нормы права и возможности школ должны быть согласованы».
Руслан Ахъядов, директор гимназии № 7 города Грозный Чеченской республики: «Без учителя ничего не будет, а вот все промежуточные структуры управления между школой и министерством – убрать».
Елена Попова, директор коррекционной школы-интерната «Перспектива» из Новокуйбышевска Самарской области: «Принудительные реформы оттягивают ресурсы. Деньги тратим на то, что требуют, а не на то, что на самом деле необходимо образовательному учреждению».
Ханафи Гулиев, директор школы № 2 города Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики: «Учитель перестал читать, перестал развиваться, его гонят и гонят плетьми в загон. Отвечать за кадры, готовить учителей – дело самой школы».
Максим Пратусевич, директор физико-математического лицея № 239, Санкт-Петербург: «Пора начать думать не о том, что ты должен, – а что ты можешь».
Андрей Ефименко, директор школы № 220 города Заречный Пензенской области: «Аттестация детей. Если кто видел девятиклассников перед ГИА: ничего не знают, ничего не могут – трагедия. Ничем не измерить».
Тамара Митрошина, директор школы поселка Павловский Челябинской области: «Слова, их значения нивелированы. Обещания ничего не значат. Такого бы не было, если бы цели всех работников образования сходились на ученике».
Екатерина Сибирцева, директор школы № 9 из Екатеринбурга: «Еще далеко до условий, в которых нравственный выбор педагога всегда был бы не только правильным, но и выгодным».
Ольга Гольдарб, директор начальной школы № 29 из Тулы: «Без солидарного поведения ведомств нам не решить проблем детства».

Каждый должен заниматься своим делом

Конкурсанты и их идеи здесь названы в порядке выступлений. Победителей же объявили через день: Максим Пратусевич, Екатерина Сибирцева, Елена Попова. Их предложения представим подробнее.
Максим Пратусевич. Аттестация учителей должна быть добровольная, причем главный критерий – учитель в оценке выпускников. Система начисления зарплаты учителю не может быть такой унизительной, как сейчас. Аккредитация и лицензирование ОУ – правильно, если это головная боль не школы, а учредителя. Учредитель обязан доводить школу до требуемых критериев, тогда как школа выполняет свою прямую обязанность: реализует госзадание.
Что нужно для успешной работы школы? Повышение культуры штата. Право на должность, соответствие ей обеспечивает не стандарт, а корпус дидактической поддержки. Это методики повседневного функционирования каждого специалиста в школе. Их (методики) регулярно централизованно поставляют и обновляют, над ними работают специалисты, не теряющие практики, но способные видеть дидактическую перспективу должности. Это постоянное ПК, постоянная поддержка. Стоило бы те трудозатраты, которые сейчас обеспечивают оценку деятельности школ, направить в более полезное для образования русло.
Екатерина Сибирцева. Некомпетентность людей, работающих с детьми, нарастает. Низкий статус профессии – это в том числе и низкие зарплаты. Когда финансирование образования переложено на субъекты и в некоторых регионах на ученика выделяется 20 тысяч в год, никакое наставничество не спасет от непрофессионалов. В характеризующей наше образование тройке «доступность–качество–эффективность» можно подчеркнуть только «любые два»: качественно и эффективно, но недоступно; доступно и качественно, но неэффективно; эффективно, доступно, но некачественно. Беда не в этом: работающие с детьми люди перестали воспринимать учительство как счастливое время. Почему? Выбор изгоняется из профессии. В первую очередь всем нужна возможность выбора: школам, учителям, детям. Да, у каждой школы свои условия и свои функции – разве не очевидно?
Елена Попова. Новые акты не стыкуются с законами и полностью оторваны от реальности. Это, а не что другое приводит систему к бюрократизации. Сделать невозможно – хоть отчитаться. Но чем больше отчетов – тем меньше стабильности в системе. Она в тотальном стрессе. В таком состоянии, что принимать адекватные решения, как, например, выбор директора, не в состоянии. Сегодня на деле нет даже реальной доступности образования, нет условий для сохранения здоровья детей. У специалиста нет и половины той свободы, которая ему нужна, чтобы полноценно работать. Он даже не может выбрать себе нужный курс ПК – именные чеки выданы на «нужные» управленцам. Деньги следует направлять на людей, которые пришли работать с детьми, а не на стены и планы. Пора приходить в себя. На все изменения извне – мораторий.

Ценно – быть собой, быть свободным

Неповторимый колорит этого конкурса – личные краски. Показывать – свое, говорить по-своему, оценивать конкурсантов – «будьте субъективны, уважаемое жюри».
Константин Ушаков, главный редактор журнала «Директор школы», организатор конкурса: «Личный акцент важнее всего. За ним – доверие и готовность рискнуть».
Отклик на такую установку огромный. Сразу – яркость, чувство юмора, философичность. Металл из голоса ушел. Ушли и некоторые идеи, которые казались незыблемыми до приезда сюда.
– Надо вернуть контроль родителей за детьми, который был в Советском Союзе.
– А вы откуда знаете, как было?
– Ну уж точно было лучше… хотя, конечно, инициативу надо развивать, самостоятельность.
О падении педагогической культуры говорил каждый – своими словами. «Учитель, который не ведет за собой ситуацию успеха»… «Неимеющий отдать не может»… «Их никто не слушает, никто не уважает»… «Проверяют учителей бесконтрольно»… «Учитель живет в ситуации непонятности требований и зарплаты». Правда, называли в основном внешние факторы. Но не из-за денег же интересным людям стало неинтересно работать учителями? Школа как сообщество стала непривлекательна, и надо «отрецензировать и отменить» существующие критерии ее оценки. Сами директора не видят никакого риска в увеличении самостоятельности школ. А муниципальную и региональную систему управления пора оптимизировать.
О финансировании – отдельно. Зарплата учителя – средняя по стране, а не по региону. Деньги на сохранение невыгодных школ и обучение «неэффективных» детей государство должно находить обязательно.
Было ясно: директора не только хорошо осведомлены о проблемах системы образования, но и готовы участвовать в их решении. Точнее – уже участвуют: в кулуарах то тут, то там велись разговоры «а я это делаю так… а можно вот что попробовать».
В конце концов, каждая школа вверена человеку, и от того, что за человек у нас директор, мы зависим больше, чем от того, какой у нас министр.

Не пропустите следующий!

О конкурсе http://konkurs.direktor.ru/ официально: проводится ежегодно с 2010 года по инициативе журнала «Директор школы». Конкурсанты – руководители общеобразовательных учреждений самых разных видов: небольших сельских школ, частных лицеев и гимназий, городских школ, крупных региональных образовательных центров. Соревнования проходят в два этапа, заочный и очный. Сначала конкурсант пишет эссе о своих достижениях в управлении, по итогам определяются 100 лауреатов и 30 финалистов. Среди финалистов, авторов лучших конкурсных работ, проводится очный конкурс и выбирается тройка победителей. Награды щедрые, достойные, но не им стоит завидовать. А тому духу единения и понимания, который царит на этом конкурсе.
Директор директору – друг, товарищ и брат.