Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2012
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Чканикова Александра

Интернет-поколение из реальности не уходит!

В Сети дети ищут точки доступа к миру и друг к другу

Централизованные опросы детей в России проводятся так редко, что каждый из них становится событием. Одно произошло только что: в рамках научного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» (РГГУ) обнародованы результаты всероссийского социологического исследования детей и подростков. Главный вывод: новое информационное поколение существует на самом деле. И оно не агрессивное, циничное, отчужденное, а наоборот – любознательное, общительное, позитивно настроенное: интернет не уменьшает реальное жизненное пространство детей, а изменяет его. Это новая среда обитания, то есть подростки не «пользуются интернетом», а живут с его помощью.
Результаты представил руководитель исследования Сергей ЦЫМБАЛЕНКО, доктор педагогических наук, руководитель детско-юношеского агентства ЮНПРЕСС.

Хочу всё знать!

Факт: 93% детей и подростков 10–17 лет находятся в интернете каждый день. Для сравнения, по данным исследовательской группы ЦИРКОН, каждый день или почти каждый день выходят в интернет лишь 37% взрослых от 18 лет и старше. Никогда не выходят 46%. Значит, у подростков и юношества совершенно иная медиасреда.
Исследование проводилось по всей России, так что его результаты касаются не только больших городов, но и сельской местности. Интересно, что даже сельские дети чаще выходят в интернет не в школе, а дома – вероятно, потому, что школьное медиапространство находится под надзором, а это отбивает желание лишний раз даже смотреть электронный словарь.
Период активного использования интернета начинается у большинства в 9 лет, тогда же дети приобретают первые навыки информационной культуры. В лучшем случае родители показывают детям, как пользоваться поисковыми системами. По данным исследования, интернет является для детей ресурсом получения жизненно важной информации, а не только игр и развлечений. Позже в интернет-пространстве начинают складываться и отношения со сверстниками в социальных сетях, но и тогда интернет остается для детей информационным ресурсом.
– Интернет для них – орудие познания мира, и когда подростку нужно что-то узнать, межличностное общение в интернете становится наиболее значимым, – объясняет Сергей Цымбаленко.
Интернет переструктурировал информационное пространство российских подростков. В поисках информации используется многообразный спектр коммуникационных источников и механизмов. Со значительным опережением лидируют компьютерные источники, интернет – 72%. Многие дети вообще отмечают только один источник получения важной для них информации: интернет.

После интернета – друзья, учителя, родители

Вытесняет ли интернет другие средства массовой информации из жизни детей? Оказывается, нет. Хотя интернет-дети меньше смотрят телевизор – 45,1% против 56,8% необынтернеченных; больше читают газеты и журналы – 30,5% против 20%; слушают радио – 29,3% против 13,3%. Как оказалось, они плотнее включены в окружающий мир, им важно узнавать о жизни друзей, родных и близких, у них развита эмпатия, прослеживается ориентация на общество и группу.
Кстати, телевидение перестало доминировать среди каналов значимой информации, сейчас оно занимает пятое место после интернета, друзей, учителей и родителей. Причина – отсутствие спонтанности, возможности самостоятельно выбирать траекторию.
Об этом говорил соавтор исследования профессор НИУ ВШЭ Александр Шариков:

– Если телевидение теряет по нескольку процентов аудитории каждый год, причем не только молодежи, а всех групп населения, то радио продолжает играть в подростковой среде значительную роль. Это интерактивный информационный канал, к тому же с культурной нагрузкой – дети слушают и музыку, и новости.

Возрастной пик активности использования интернета приходится в России на 18 лет – сейчас почти сто процентов восемнадцатилетних регулярно выходят в Сеть. От этого возраста почти не отстают подрастающие – около девяноста процентов также стабильные пользователи, а вот после двадцати пяти кривая «подключенности» едет вниз, и только половина сорокалетних и около пяти процентов шестидесятилетних вхожи в интернет. Дело не в угасании интереса, а в том, что идет новая поколенческая волна.
Казалось бы, какая, в сущности, разница, выходит ребенок в интернет или нет? Выяснилось, что не выходящие в интернет значительно меньше общаются со сверстниками – почти в два раза; с родителями – хоть и ненамного. Активнее ходят в кружки и секции, даже на свидания – 25,7% против 7,3%. Иными словами, участвуют в реальной жизни гораздо больше. Правда, дети без интернета больше читают книги – 46,3% против 34%. Но они и компьютерными играми увлечены больше.
Дети интернет-поколения ловят малейшие возможности для информационно-коммуникативной и творческой деятельности, готовы к самообучению, учатся, не требуя поддержки со стороны. Сергей Цымбаленко говорил:

– Вглядитесь, создание подростками собственных средств информации принимает масштабы общенационального детского движения. И это несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства. Они не выйдут на улицы, не будут размахивать флагами, но зато мы можем в один прекрасный день проснуться и понять, что мир стал другим. Дети в силах его изменить.

Приоткрывая закрытые двери

Ученых интересовало, действительно ли дети и подростки используют интернет как подполье, место для обсуждения запретных тем? Оказалось, что только три процента опрошенных ищут в интернете сведения о сексе, наркотиках, вредных привычках. А более 20% вообще решительно заявляют, что негативные темы им вообще не интересны, вызывают страх, неприязнь и отторжение.
Наиболее важной для опрошенных детей информацией являются сведения по своим увлечениям (20%), о жизни друзей и знакомых (12%), о спорте (12%), жизни и здоровье родных и близких (10%). И только после них – музыка, деньги, развлечения.
В это взрослые не готовы поверить, гудение возникло даже в зале конференции: чего захотели, конечно, так они вам и признаются, что посещают запретные сайты, а на самом деле они обожают сцены насилия; всем известно, что подростки – самые неоткровенные респонденты.

– Понимаю, – отвечал Сергей Цымбаленко, – вас удивило, что дети такие умные ответы дают. Однако в анонимных анкетах, которые мы собрали, дети были настолько свободны, откровенны, что не стеснялись в выражениях и называли многое в опроснике фигней и того хуже. Чего-чего, а угодить нам они никак не хотели. А вот в интервью, которые следовали в поддержку анкетному опросу (устная беседа), мы видели некоторую напряженность.

– И потом, – дополнил Александр Шариков, – если подросток понимает, что посещение порносайтов не одобряется старшими, уже неплохо. Он хотя бы отдает себе отчет, что поступает не так, как от него хотят, а это шаг в усвоении моральной нормы, формировании позитивной модели использования интернета.

А что действительно тревожно, так это кибербуллинг – сайты с фотографиями и видеороликами издевательств подростков друг над другом и животными. В социальных сетях нередко создаются странички ненависти к кому-либо из сверстников, те создают ответные ненавистнические сайты, и так плетется своеобразная паутина вражды.

Моральная паника без повода…

Интернет сталкивает подростков лбами, позволяет угнетать друг друга, упиваясь безнаказанностью. Есть и такое: интернет сублимирует сиюминутные обиды в карикатуры и стишки, а реального вреда сверстнику не причиняется.
В то же время исследователи утверждают: весь шум вокруг опасностей интернета вызван эффектом моральной паники. Высокая активность подростков в интернете – это вызов и испытание для взрослых. Новое поколение настолько новое, что это пугает, ведь главное – проконтролировать ребенка в интернет-пространстве ужасно сложно, а как это – жить и не знать, что у него в голове?
По мнению экспертов, лучшее лекарство от паники – развитие медиаграмотности взрослых. Никто не возразит: и детям, и взрослым вредны одни и те же сайты – пропагандирующие избыточное потребление, бессмысленную роскошь, сайты о диетах и самолечении, магические и сектантские странички. Отсутствие страха перед интернетом у взрослых и наличие у них собственных внутренних фильтров избавило бы детей от многих проблем.
По крайней мере данным исследованием развенчан миф о том, что дети уходят из реальности в виртуальную Сеть. Не уходят, просто активные при помощи интернета становятся еще активнее, а замкнутые получают шанс повысить уровень и качество общения.
Второе: никуда не деться, мы уже в префигуративном обществе, когда дети учат родителей пользоваться интернетом, настраивать скайп, создавать и размещать медиаролики. Сергей Цымбаленко приводил случай:

– Один мальчик нам так и рассказал: вот, выучил стариков на свою голову, теперь они днем в интернете сидят, а мне приходится ночью выходить.

И вот что еще важно понимать, чтобы перестать волноваться. Вхождение юных россиян в интернет-пространство изменило их образ жизни, но отнюдь не содержание! Исследование показало, что дети увлекаются примерно тем же, чем их сверстники предыдущих поколений, общаются на те же темы, любят то же самое. Другое дело, что их созидательное действие будет не таким, как мы хотели бы видеть. На вопрос о равнодушии подростков к общественным проблемам Сергей Цымбаленко ответил так:

– Они принимают участие в общественной жизни страны, но совсем другим способом, непривычным для нас: обсуждают в сетях новости, пишут на виртуальной стене слова поддержки, собирают средства в поддержку чего-либо, помогают найти пропавших людей. О созидательности современных детей и подростков свидетельствуют и педагоги: всплески волонтерской помощи в тушении пожаров, организации общественных акций, творчество во всех его проявлениях – все это берет начало в интернете.


…и по поводу

Другое нас должно волновать по-настоящему. Войдя в интернет, ребенок может перестать чувствовать себя ребенком. Его самосознание изменяется, и большой вопрос – не вредит ли раннее взросление психике? Экспертами отмечена странная двойственность: дети интернета более активны, легче адаптируются, настроены на контакт с внешним миром и в то же время страдают непрожитостью детской культуры, которая, к сожалению, на сегодня лишена каких бы то ни было опор.

Приведем мнение Светланы Майоровой-Щегловой, соавтора исследования:

– В связи с новыми веяниями и с учетом мнения детей, их интересов и потребностей мы можем говорить о сворачивании инфраструктуры детства. Материальный мир – музеи, детские игровые центры, клубы, библиотеки – может со временем уйти в виртуальный. Вероятно, дети не захотят пойти в настоящий музей, театр, прочитать настоящую книгу… Задача взрослого мира – по возможности сопротивляться сворачиванию материальной культуры детства, как бы прекрасен и безопасен ни был ее виртуальный двойник.