Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Самый популярный предмет по выбору

Обществознание в формате ЕГЭ получило более точные критерии оценки части С

В редакции газеты «Комсомольская правда» состоялся круглый стол на тему «Особенности ЕГЭ-2011. Как в этом году предстоит сдавать обществознание?», в котором приняли участие представители Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Экзамен по обществознанию остается самым популярным среди предметов по выбору: ежегодно его сдают около половины выпускников. Как правило, это те, кто намерен поступать в экономические и юридические вузы.


Публикация произведена при поддержке интернет портала недвижимости bpn.ru. На страницах сайта bpn.ru, Вы найдете всю необходимую информацию про готовую к продаже или аренде жилую недвижимость в Москве и московской области. Представленная база недвижимости включает в себя квартиры в новостройках, земельные участки, дома и дачи. А так же к Вашему вниманию новости из мира недвижимости, которые позволят быть в курсе последних событий и изменений в законодательстве, тарифах ЖКХ, ипотечной и кредитной политики банков и много другого.

По мнению члена научно-метод­и­ческого совета ФИПИ Петра Гречко, эта ситуация отражает соотношение физиков и лириков в стране, согласно которому гуманитарии превалируют над технарями, несмотря на то что президент и правительство призывают молодежь осваивать точные науки и поступать в инженерные вузы.
Вторая причина стабильно высокого рейтинга обществознания состоит в том, что многим учащимся этот предмет представляется легким. Правда, эти ожидания не всегда оправданны.
«С каждым годом заданий в части А становится все меньше: в этом году их число сократилось с 38 до 22. Соответственно и проскочить, понадеявшись на удачу, не получится», – предостерегает руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по обществознанию Анна Лазебникова.
Между тем педагоги критически относятся к сокращению числа тестовых заданий с выбором ответа, поскольку, по мнению учителя истории школы № 982 г. Москвы Игоря Артасова, именно эти задания проверяют знания на базовом уровне. Особое внимание он рекомендует уделить разделам по экономике и праву, поскольку, как показала практика, тестовых заданий по этим вопросам больше всего.
Непросто справиться школьникам и с написанием эссе (часть С), особенно на философские темы.По словам специалистов, причина затруднений связана с тем, что ученики не умеют находить в тексте основные тезисы и строить модель своего ответа.
Как считает П.Гречко, этим компетенциям не учат в школе: процесс обучения строится по-старому, в то время как на ЕГЭ предъявляются новые требования.
Кроме того, по словам замдиректора ФИПИ по научно-методической деятельности Ольги Котовой, для ответа на некоторые вопросы подросткам порой не хватает элементарного практического опыта: многие из них не знают, что документы заверяются у нотариуса и что при устройстве на работу необходимо подписать трудовой договор. Также выпускники имеют слабое представление о политическом устройстве страны, в том числе о том, чем отличается Конституция от всех остальных законов, каковы полномочия Президента РФ и т.д.
В то же время О.Котова убеждена, что ЕГЭ можно сдать без помощи репетиторов, просто «нормально занимаясь в школе». Эту позицию поддерживает Игорь Артасов, по словам которого только двое из 19 учащихся в его классе, выбравших обществознание, дополнительно занимались с репетиторами.
Вообще, по признанию педагога, особого ажиотажа среди выпускников не наблюдается. Единственное, чего боятся школьники, – это субъективной оценки за часть С.
Подтверждая, что «эссе проверять довольно трудно», директор ФИПИ Андрей Ершов отмечает, что специалисты института уделяют серьезное внимание подготовке предметных комиссий в регионах и обеспечению их качественной работы. При этом он не исключает возможности перекрестной проверки работ (когда эксперты оценивают эссе, написанные учащимися из других регионов) в случае, если возникнут сомнения в результатах.
В этом году специалисты института разработали более точные критерии оценивания части С – с тем чтобы свести к минимуму элементы интерпретации со стороны экспертов и повысить степень объективности.
Как отмечали представители ФИПИ, изменения в КИМах по обществознанию в 2011 году не носят радикального характера и хорошо известны всем участникам, поскольку были утверждены еще в ноябре прошлого года, а демоверсии опубликованы на сайте института.
Как упоминалось выше, они касаются сокращения части А и уточнения критериальных оценок заданий части С, а также корректировки некоторых моделей части В (в том числе составление развернутого плана по определенной теме). Согласно расписанию, утвержденному Рособрнадзором, ЕГЭ по обществознанию состоится 15 июня.