Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Тубельская Елена

Родительский день школы

Увидеть работу педагогов, почувствовать себя учеником и понять, подходит ли все это твоему ребенку

Каждый раз, принимая в школу новых детей, учителям важно понять, какие они. Чего ждут от школы их родители?
А родителям очень хочется познакомиться поближе с местом, куда их ребенок (и они сами) должен будет приходить много лет подряд, с людьми, с которыми ему (и им!) придется постоянно общаться. И здесь не поможет раздача красочных буклетов о школе, и даже индивидуальная беседа с директором или будущей первой учительницей, как и первое родительское собрание. Мамы и папы должны посетить специальный семинар, прожить в выбранной школе хотя бы один день (субботний, естественно, чтобы не мешать рабочим планам родителей).

Развенчание мифов

Итак, в назначенный день родители будущих первоклассников собираются с утра в школу. В руках у них, как положено, тетради, ручки. Почему они пришли именно сюда?
Папы и мамы часто выбирают школу для детей, ориентируясь на информацию, полученную от соседей и родственников. И это опасный принцип, поскольку школа, подходящая для одного ребенка, одной семьи, может оказаться совершенно непереносимой для кого-то другого. Вступительная речь ведущего на семинаре может начинаться примерно так:
– Забудьте, дорогие родители, все, что слышали о нашей школе от друзей, даже опыт старшего ребенка, если он учится у нас, – тоже не показатель. Сегодня вы должны примерить нашу школу на своего будущего первоклассника. И пусть интуиция, родительский опыт и здравый смысл подскажут вам, годится ли наша школа именно для вашего ребенка.
Увы, часто родители не хотят (не могут?) самостоятельно делать выводы. Они ждут готовых решений, инструкций («скажите, подходит ли вам мой сын?»), готовы бездумно следовать моде. И все же задача семинара – помочь им если не принять решение, то хотя бы осознать, что ждет впереди ребенка, а значит, всю семью.

Варианты запуска

Если в распоряжении школы есть хороший фильм, где, кроме выразительных кадров детской жизни, звучат искренние размышления педагогов о своих профессиональных ценностях, с него можно начать. А если такого фильма нет?
Можно позволить родителям походить полчаса по школе, где все двери кабинетов (или хотя бы младших классов) открыты. Попросить всюду заглянуть, все внимательно рассмотреть. Чтобы взгляд был не скользящим, а пристальным, вручить путешественникам заранее небольшой список вопросов.
К примеру, найдите 5 мест, которые понравятся вашему ребенку, и 5 – которые не понравятся. Найдите 10 отличий этой школы от той, в которой когда-то учились сами. Предположите, в чем особенность жизни каждого класса (известно, что в начальной школе у каждого кабинета – свое лицо, свой стиль оформления, и по деталям интересно попытаться воссоздать целое).
Отправляются в странствие родители с одним напутствием: «Не начинайте с вопросов, не старайтесь получить правильный ответ. Сами смотрите, вникайте, выстраивайте версии. У вас еще будет время послушать педагогов».
После прогулки по этажам и обмена мнениями вполне уместно короткое выступление директора или завуча школы об особенностях нового учебного года. Вот и новые стандарты в силу вступают. Что это значит для ребенка? Что школа выделяет в новых требованиях как главное и созвучное собственным представлениям об образовании?
Для кого-то лишним доводом в пользу данной школы станет утверждение педагога о том, что теперь основная задача образования – вырастить поколение осознанных людей, способных к целеполаганию, смыслопорождению. Возможно, в ущерб послушанию. Для кого-то это прозвучит как сигнал тревоги: стоит ли отдавать детей в обучение слишком свободным людям? Не повредит ли излишняя самостоятельность семейным традициям?

Обычный школьный день

Основная часть семинара, как и большая часть школьной жизни ребенка, – уроки. Расписание составляется так, чтобы каждая родительская группа (временная модель класса) могла увидеть работу всех педагогов и воспитателей, набирающих первые классы, а также, по возможности, тех учителей, с которыми так или иначе будет сталкиваться ребенок либо с первых дней (преподаватели физкультуры, музыки, руководители кружков полного дня, психологи и логопеды), либо через несколько лет (учителя средней школы). Ведь ребенка приводят не в первый класс и не на год – а в школу, лет на девять минимум.
Пусть родители хотя бы испытают на себе основные события обычного школьного дня детей, выполнят типичные виды работ. Вспомнят, как непросто быть внимательным даже на одном уроке (а впереди еще четыре), как трудно браться за то, чего не умеешь делать, еще и показывать работу другим людям (вдруг засмеют?).
А то, что не со всеми учителями встретились, не страшно. Уроки, на которых не случилось побывать, оживут в пересказах и представлениях других «учеников».

Необычная педагогическая задача

Педагогу очень трудно провести занятие для родителей. Нужно в течение получаса с группой незнакомых взрослых людей, слегка встревоженных и напряженных, создать нечто законченное, целостное, содержательное. Как этого добиться?
Кто-то предпочитает демонстрационный вариант урока. То, что всегда хорошо получается и привлекает внимание. Кто-то предлагает типичную форму, то, что дети его класса будут делать изо дня в день. Страшно, но необходимо порой решиться и показать нетрадиционное, непривычное занятие, свой стиль, «свою педагогику». Одну маму это отпугнет, зато другая увидит именно того педагога, о котором мечтала для своего ребенка. В любом случае впоследствии недоразумений и конфликтов будет меньше.
Почти на всех уроках родители что-то узнают о школе, об учителях. Бывают уроки, на которых педагоги представляют себя, личные умения, ценности. И обязательно стоит организовать ситуации, когда мамы и папы могли бы рассказать о своих детях. Не обязательно на уроке русского языка. К примеру, на рисовании дается задание: из журнальных картинок, цветной бумаги и прочих подручных материалов создать коллаж – портрет своего ребенка. Картинка получается чрезвычайно информативной. А ведь под шорох разрезаемой бумаги ведутся еще всякие разговоры – о детях, о воспитании, о мечтах и планах.

Вопрос – ответ

Когда уроки заканчиваются, родители снова собираются в актовом зале, чтобы не только рассказать друг другу об уроках, которые удалось посетить, но – задать наконец вопросы, с утра роящиеся в голове, переполняющие страницы блокнотов.
Почему так важно педагогам не отвечать на вопросы в течение дня? Зачем копить напряжение и недоумение?
Одна из причин – предоставить родителям право (или почти заставить их?) сначала составить собственное мнение, выстроить собственную версию, а потом уже предметно обсудить ее с учителями. Еще одна причина – желание создать общее поле вопросов. Человек не просто уточняет какую-то частность и узнает о какой-то столь же частной подробности. Из множества следующих один за другим вопросов и ответов создается довольно целостная картина, возникают группы единомышленников и оппонентов.
Когда вопросы задаются при всех и сразу всем, есть шанс услышать полную версию, весь спектр возможностей, а не частное мнение одного сотрудника. Исчезают несущественные подробности. Формулируются проблемы, требующие общих усилий. «Если у родителей будет такой запрос, мы найдем возможность».
Иногда жесткий ответ закрывает тему в целом: «Мы этим не занимаемся».
Есть еще одна важная функция у «вечера вопросов и ответов» – работа с родительскими страхами. Отдавая детей в школу, родители волнуются, это естественно, но им трудно осознать причины своего беспокойства. Им хочется о чем-то спросить, услышать какой-то успокаивающий ответ. А вопроса-то нет на самом деле. Одни страхи и неуверенность. Испуганная мама оказывается в окружении таких же встревоженных людей. Ей уже не так одиноко. Конструктивные суждения учителей, угадываемый за ними опыт, доброжелательная уверенность – маме становится спокойнее. Школа подходит для ее ребенка, для ее семьи. Разве не это было задачей семинара?

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Свитчайлд». Давно хотели узнать о суррогатном материнстве, но боялись спросить? Специалисты агентства «Свитчайлд» проконсультируют и расскажут о достоинствах и недостатках этой программы. «Свитчайлд» занимается юридическим и техническим сопровождением программ суррогатного материнства в России с 2003 года – за это время компания стала ведущим лидером в области семейного права.