Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Леонтьева Ольга

Физкультура – смена ориентиров

Необходимо перестать видеть во всех школьниках будущих спортсменов-чемпионов, изменить систему оценивания работы преподавателей физической культуры, позволить учителям научить детей заботиться о красоте и здоровье собственного тела

В связи с планированием принятия стандартов второго поколения для общеобразовательных школ разгорелась совсем нешуточная дискуссия. Одна из активно обсуждаемых тем – внесение в старшую школу обязательного для всех предмета «Физическая культура». Основные доводы противников этого просты: не нужно мучить старшеклассников ненавистными занятиями в спортивном зале, дайте им возможность заниматься любимыми предметами и спокойно готовиться к поступлению в вуз.
Доводы о том, что здоровье важнее любых знаний и отметок, разбиваются в пух и прах справедливым утверждением: от тех уроков физкультуры, которые проводятся в наших школах, здоровья точно не прибавится, а другие занятия учителя проводить не умеют и вряд ли научатся. Убеждена: уроки физкультуры останутся обязательными не только в старшей школе, но и в вузах – этого требует сегодняшняя жизнь. Но можно ли их изменить в массовом порядке? И что для этого нужно сделать?

Нелюбимая…

При всей любви нашего общества к культуре культура физическая именно в России остается для большинства непонятной и нелюбимой. Причина проста. Долго, слишком долго занятия физкультурой приравнивались к спортивным тренировкам, успешность учителей оценивалась по количеству побед их учеников на соревнованиях, а забота о здоровье молодых людей преследовала только одну цель – службу в армии.
Нет ничего удивительного в том, что тот или иной учебный предмет недо­любливается детьми. И нет в этом, по мнению многих, ничего страшного: школа закончится, мучения прекратятся…
Никто не будет волноваться за человека, который, став после вуза журналистом, больше ни разу не возьмет в руки учебник по математике, химии или физике – не очень-то и надо. Однако люди, успевшие за школьные годы возненавидеть физкультуру, находятся в опасном положении: их здоровье будет деградировать, обгоняя возраст. Именно это и происходит сегодня: количество больных и ослабленных людей в России стремительно растет, причем процент увеличивается, начиная с детей школьного возраста.
Другие предметы школьного цикла могут и дальше оставаться нелюбимыми, тем не менее они дифференцируются, внутри большинства из них по новым стандартам, вероятно, можно будет выбирать и уровень сложности, и глубину освоения. Физкультура, будучи на особом положении «обязательного для всех предмета», рискует стать еще более нелюбимой детьми: насильно мил не будешь. И вновь благими намерениями будет вымощен совсем не тот путь, о котором мечталось.
Что же делать?

Желанная…

Нет детей, которые не любят активное движение. Как же нужно постараться, чтобы эту нелюбовь взрастить! Сегодня настало время исправлять ошибки, иначе лет через 20–30 здоровых молодых людей в нашей стране не останется вовсе.
Как бы наша страна ни мечтала о победах на чемпионатах мира и Олимпиадах, необходимо как можно быстрее перестать видеть во всех школьниках будущих спортсменов-чемпионов, перестать сравнивать детей друг с другом, позволить учителям научить детей заботиться о красоте и здоровье собственного тела. Для этого необходимо на государственном, а вслед за этим – на региональном и муниципальном уровнях изменить систему оценивания работы преподавателей физической культуры, признать, что лучший учитель по этому предмету тот, уроки которого не стремится прогулять ни один ребенок.
Такие педагоги есть, и, как главный редактор газеты «Спорт в школе», могу с уверенностью сказать, что их очень много. Просто именно эти учителя считаются неуспешными, ведь они не могут похвастать перед директором школы количеством завоеванных кубков, а директор не сможет рассказать о спортивных победах в министерстве…
Кроме того, уроки физкультуры, которые любят дети, трудно показывать гостям: каждый ребенок там занимается в меру своих сил, нет красоты отточенных спортивных навыков у большинства учеников. На таких уроках дети редко ходят и бегают строем – скучное это занятие, слишком похоже на армейскую муштру.
Педагоги, которые стремятся развить в своих учениках потребность в регулярной физической нагрузке, даже разминку проводят весело, в виде игры – примерно так же дети играют в коридорах школы, только там им запрещают всласть побегать. Кстати, во многих школах для того, чтобы обеспечить детям возможность необходимой для них физической разрядки, специально оборудуют школьные коридоры и рекреации: на полу рисуют классики, на стенах крепят баскетбольные кольца, а рядом располагают корзины с мягкими мячами (окно ими не разобьешь, а поиграть вполне можно!).

Благодарная…

Уроки физической культуры необходимы старшеклассникам, которые большую часть времени проводят за книжками и компьютерами. Но чтобы от этих уроков была польза, они должны быть такими, какие необходимы современной молодежи.
Где вы найдете юношу, который не хочет, чтобы у него была атлетическая фигура, и отказывается от занятий в тренажерном зале, занятий индивидуальных, на которых он научится сам выбирать нагрузку, следить за самочувствием, планировать набор упражнений? Такие уроки сегодня почти подпольно организуют некоторые учителя физкультуры… Тренажеры стоят дорого, но люди находят выход. Часть мастерят из подручных средств (только из старых автомобильных шин и пластиковых бутылок можно создать огромное разнообразие простейших тренажеров), ищут бывшие в употреблении тренажеры, покупают новые и организуют вечерние платные занятия для выпускников и родителей.
Или, может быть, кто-то уверен, что есть 14–16-летние девушки, которые не мечтают о красивой фигуре? Для них проводятся занятия фитнес-аэробикой и на уроках физкультуры, и после них. Одно из излюбленных направлений – степ-аэробика, причем степы многие мастерят прямо в школе, из старых парт.
Еще один вариант уроков в старшей школе – танцы. Разработаны курсы по обучению вальсу, современным танцам – разве это не важно, не интересно?
Занятия физической культурой – бесценная возможность для развития множества компетенций, в первую очередь – социальных навыков. Часто именно старшеклассники с удовольствием играют в спортивные игры: не победы ради, а удовольствия для. Разбиться на команды (лучше – равносильные, иначе всем будет скучно), договориться о правилах и о судействе, научиться проигрывать без обиды и выигрывать без пренебрежения...
Такая игра – бесценная возможность для общения, дружбы. Если она проводится на уроке, у педагога есть возможность объяснить, что перед игрой обязательно нужно размяться (не ради победы, а ради собственного здоровья!), а потом – расслабиться, потянуться (чтобы тело почувствовало удовольствие от физической нагрузки, стало более гибким и послушным). И все это с улыбкой, под динамичную музыку.
Полтора-два часа активных движений в неделю слишком мало для поддержания себя в хорошей форме. Многие учителя именно в старшей школе простраивают вместе с учениками планы индивидуальных домашних занятий. А чтобы создать нужный комплекс упражнений, подростку необходимо прочитать массу литературы, выбрать необходимое, адаптировать для себя – так развиваются многие компетенции, полезные и в жизни, и в учебе.
Вариантов, разработанных и апробированных лучшими преподавателями физической культуры, множество. Все они преследуют одну цель: сделать так, чтобы их ученики полюбили занятия физкультурой. И каждому педагогу приходится преодолевать массу преград, чтобы отстоять право именно на такую работу.
Но не пострадает ли при этом развитие спорта? Опыт других стран показывает, что, напротив, от этого выиграют и большой спорт, и обороноспособность страны. Потому что те, кто хоть раз в жизни испытал радость от хорошей (адекватной, не изнурительной!) физической нагрузки, с большой легкостью будут заниматься спортом сами, привьют любовь к этому своим детям.

Опыт регионов

Введение новой идеологии преподавания физической культуры сегодня становится заботой не только учителей, но и руководителей системы образования. В ряде регионов России накоплен интересный опыт, который необходимо обобщить и использовать. В Псковской, Новгородской областях, а также в ряде других регионов давно оценивают эффективность работы преподавателей физкультуры по уровню развития основных физических качеств всех учеников школы. Для этого используются Президентские тесты и сравниваются их результаты в начале и в конце учебного года.
В Новгородской области учителя физкультуры, у учеников которых стабильно улучшаются результаты, получают весомые надбавки к заработной плате.
В Пермском крае за счет спортивных сертификатов стимулируется развитие различных спортивных секций, расширяется система дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
В Пензенской области в старшей школе открыт губернаторский проект «Танцующая школа», направленный на обучение школьников танцам в системе основного и дополнительного образования.
Под патронажем Ассоциации фитнес-аэробики России в школах активно внедряются элементы фитнес-аэробики.
Поиски методики преподавания физкультуры, которая позволит превратить этот урок из нелюбимого в желанный, ведутся на всех уровнях. Правда, одновременно министерство спорта лоббирует введение массовой и обязательной сдачи норм ГТЗО, чтобы сравнивать детей не с их личными показателями, а с единой «нормой».
Кто победит – покажет время…