Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

КПМО для профессионального образования

В этой сфере начинается процесс создания двухуровневых учебных заведений

В 2007–2009 годах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 31 пилотном регионе были реализованы комплексные проекты модернизации общего образования (КПМО). Аналогичные проекты, но уже по модернизации профессионального образования, планируется осуществить в 2011–2015 годах.

Этому предшествует большая подготовительная работа: в рамках Федеральной целевой программы развития образования в течение последних двух лет ведущими экспертными организациями, в числе которых – Федеральный институт развития образования (ФИРО), IBS, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), разрабатывались стратегия и методология проекта, а в октябре нынешнего года началась его апробация в пяти пилотных субъектах РФ: Тверской, Тульской, Саратовской областях, Забайкальском и Пермском краях. По предварительным прогнозам, число экспериментальных территорий может в перспективе увеличиться до 20–30.
Так же как в КПМО, в сфере профессионального образования будут отрабатываться новые механизмы финансирования, формироваться независимые системы оценки качества образования, внедряться модели государственно-общественного управления, проводиться реструктуризация сети.
Перед пилотными регионами стоит задача приведения структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда.
По словам руководителя IBS Дмитрия Садкова, главная особенность нового проекта – жесткая привязка программ модернизации образования к стратегиям социально-экономического развития субъектов РФ до 2020 года.
Например, если в Тверской области ключевыми являются пищевая, строительная, химическая промышленность, гостиничный бизнес, а в Забайкальском крае – горное дело, строительство и транспорт, то и подготовка специалистов будет осуществляться по этим направлениям и по необходимости – по новым образовательным программам.
Проект предполагает тесное сотрудничество с работодателями. Например, в Тверской области они привлекаются к промежуточной и итоговой аттестации учащихся ПТУ и техникумов, в области создан Центр по сертификации профессиональных квалификаций.
Выступая на недавнем семинаре в ФИРО, представители пилотных территорий в один голос заявляли о том, что сеть НПО избыточна и экономически неэффективна, непривлекательна для выпускников школ и не востребована работодателями. Поэтому в большинстве регионов идут по пути объединения учреждений НПО и СПО и создания двухуровневых учебных заведений, обучающих по интегрированным программам. Теперь подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена будут вести учреждения среднего профобразования, которые функционируют в двух формах – лицеев и техникумов. Колледжи скорее всего будут отнесены к уровню высшего профобразования и станут готовить специалистов по программам прикладного бакалавриата.
Все это соответствует новой редакции Закона «Об образовании», отражающей кардинальные изменения – такие как отказ от термина «начальное профессиональное образование» и фактический перенос его функций в систему СПО.
«Происходящие процессы объединения учреждений НПО и СПО отражают международные тенденции и соответствуют требованиям современной экономики», – считает директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяна Клячко.