Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Семья глазами детей

Возрастные особенности восприятия детско-родительских отношений

Закон о ювенальной юстиции уже принят в двух чтениях, на днях состоится третье. Одновременно проходят общественные слушания по вопросу опасности ювенальной юстиции. Дело в том, что речь идет не только об отдельных судах для несовершеннолетних преступников, но и о том, что «есть плохие родители, и надо иметь возможность с этими родителями что-то делать».
Еще конкретнее – отбирать детей у родителей, которые калечат детей неправильным воспитанием, лечением, не осуществляют должного ухода. Отбирать и отдавать государству, то есть помещать в детские дома.
Однако ст.77 Семейного кодекса об «отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» не содержит разъяснений о том, что можно называть «угрозой жизни и здоровью». Есть семьи, в которых детей не бьют и голодом не морят, примеров асоциального поведения не дают, но морально подавляют так, что хоть из дома беги.
Когда жесткий режим и ежеминутный диктат – от «надевай шапку без разговоров» и «не встанешь из-за стола, пока не доешь» до вопросов, с кем дружить, в какую секцию ходить, какие оценки получать, – ребенок в рабстве. А дома всегда чисто, и апельсины в холодильнике есть. Да, факты жестокого обращения родителей с детьми не редкость. Но следует ли из этого необходимость принятия закона о тотальном общественно-государственном контроле над всеми семьями, воспитывающими детей?
При том что не решены вопросы: кто? как? при помощи чего? – будет определять меру родительского произвола и недосмотра. При том что жестокость взрослых по отношению к детям часто обусловлена социальными болезнями общества. Между тем психологи говорят: «Общество – совокупность семейных отношений», понимая под «семейными отношениями» не только узы кровного родства, но и качество межчеловеческих отношений.
И слова «семейные отношения» пока еще не содержат в нашем сознании никакой негативной нагрузки. Так что рано бить
по семье. Ею надо заниматься. На прошедших в конце ноября X Чтениях памяти Л.С. Выготского прозвучал доклад доктора психологических наук Елены КРАВЦОВОЙ об универсальности и особенностях развивающей семейной педагогики. Мы приводим его в газетном варианте.

 

Индивидуальные образы семьи

Психическое, личностное и культурное развитие ребенка связано с его семьей. Три момента важны: особенности отношения человека к семье, специфика восприятия семьи и детско-родительские отношения. Мы изучали образы семьи у детей, выявили нормативный образ, идеальный, и образ собственной семьи.
Из книг, сказок, фильмов формируется нормативный. И хотя у каждого ребенка свой опыт, для детей разного возраста можно выделить общие закономерности понимания семьи. Для дошкольника семья – это те, кто живет в одной квартире, в одном доме с ним. И если мама с папой только навещают ребенка, живущего у бабушки, они в семью не включаются. Или папа, который приходит домой только ночевать, – его нет в семье. Зато включаются некоторые вещи, например, компьютер, а также домашние животные, аквариум.
Младшие школьники воспринимают семью функционально: мама наводит красоту, папа зарабатывает деньги, бабушка готовит обед – себя дети не рисуют. На вопрос, а где ты, отвечают: вот я, перед вами сижу. Или так: вот вырасту, пойду работать, тогда нарисую. И никогда дети не изображают себя учениками, хотя учебная деятельность, считается, для них главная. Семья – это у каждого свое дело. Есть такие рисунки: девочка ест конфеты и бросает фантики на пол, а бабушка подметает. Или моет пол, смывая грязные следы, оставленные кем-то.
У подростков конституирующий признак семьи – наличие супругов, при этом подчеркивается их любовь друг к другу. В их понятии мама, растящая ребенка одна, – это не семья. Юношеский норматив – это когда в семье много детей, мама на хозяйстве, а в доме уют, порядок, изобилие. Эти образы помогают ребенку создать представление о собственной семье. Но что важно: для дошкольника и младшего школьника нормативно то, что есть перед глазами. Нет плохой или хорошей семьи. Даже у девиантных детей семья – это всегда хорошо. Семейные отношения ребенка не травмируют. Да, бывает ситуативная обида, но она воспринимается как «так и должно быть, так везде». Этим можно объяснить бегство в плохую семью из благоустроенных детских домов.
А вот в подростковом возрасте картина меняется. Нормативная семья становится очками, сквозь которые ребенок начинает смотреть на свою семью. Моя семья хорошая, если она похожа на нормативную. Если не похожа, подросток начинает скрывать ее от сверстников, выдумывает истории, что он неродной, что его взяли из детского дома, то есть никакого отношения к «этим людям» он не имеет. Ему нужно, чтобы в семье между супругами обязательно была любовь и еще – много детей. И в паре нормативный–реальный для него важнее нормативный образ семьи.
Нормативный образ возникает раньше, он служит психологической основой для появления образа собственной семьи и он же – критерий оценки всех семей. Установлено: люди с разным образом нормативной семьи не смогут построить свою, новую. В народе это называется «неровня», «человек не моего круга». Одинаковость нормативного образа семьи у супругов обязательна.

Какую семью считать благополучной?

Недавно Министерство образования и науки выпустило документ, в котором сделана попытка описать, что такое благополучная семья. Но увы, ни один из перечисленных признаков вне контекста не работает. С психологической точки зрения благополучна лишь та семья, в которой созданы условия для нормального развития ребенка. Где понимают: без помощи взрослого ребенок развиваться не может. Ведь каждый его переход в зону ближайшего развития – это «сегодня – с помощью взрослого, завтра – самостоятельно».
Есть разные виды помощи: по вертикали, когда взрослый предстоит ребенку, и по горизонтали, когда взрослый как бы включает ребенка в себя. Было бы полезно давать и ту и другую помощь, совмещать их. В современных российских семьях обычно мама представляет норму, она «предстоит» ребенку, а отец или бабушка «обволакивают» общей деятельностью. Мастерят, рыбачат, пироги пекут. Еще в прошлом веке было наоборот: предстоял папа, а с мамой можно было общаться на равных. Однако сегодня наблюдается закономерность: у детей, с которыми мало общаются папы (отец не принимает участия в воспитании), воображение развито хуже. А воображение – ориентир на зону ближайшего развития. Она уже есть у каждого ребенка, большая или маленькая. Но переход происходит, когда состоялась «встреча» ребенка и того, кто дает ему средства развития. Одно дело поддерживать ребенка в зоне актуального развития, другое – помогать менять ее границы, делать зону ближайшего развития больше.
Однако очень часто задачи развития взрослые подменяют задачами создания комфортной для ребенка обстановки. Например, его не водят в детский сад, полагая, что ему там «будет плохо, трудно». Вместо школы переходят на домашнее обучение. Между тем известно, что именно ребенку с проблемами необходимо посещать образовательное учреждение. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения обогащает, разнообразит «предстоятельные» и «обволакивающие» воздействия на ребенка, дает больше помощи, поскольку расширяет опыт. В этом, а не в изоляции основа индивидуального подхода (развития), относительно которого на сегодняшний день так много мифов и легенд.

Условия существования семьи

С юридической точки зрения семья, семейные отношения – это ведение общего хозяйства. На самом деле семья начинается с появления особого общего самосознания. Но внутри пары не одинаковость важна. Семья развивается не потому, что причин для конфликтов не находится, а потому, что между супругами возможно личностное общение. То есть допустимы разные способы взаимодействия с миром каждого, разные линии решения проблем внутри семьи. Различия укрепляют семью в той степени, в какой семья становится условием развития личности каждого из супругов. Не надо подминать друг друга. И второе важно: инкапсулирование семьи ведет ее к разрушению. Как только мир очерчивается «домашним кругом», начинает разрушаться основа, общее самосознание. Можно сказать уверенно: без взаимодействия с другими «кругами» жизни кроме семейного семья нормально существовать не может. И нормальное бытие ребенка в ней проблематично.

Опыт «Золотого ключика»

Было бы безответственно рассуждать о правильном семейном воспитании вообще, поэтому я расскажу о нашей практике организации детской жизни.
Мы разработали и давно ведем программу «Золотой ключик», она нацелена на достижение условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту образование, развитие и одновременно эмоциональное благополучие. Это что-то вроде школы-сада. В каждой группе обязательно есть дети от трех до десяти лет, поскольку эпоха детства заканчивается примерно к десяти годам, и разрыв дошкольного и младшего школьного периодов противоречит законам психологического развития. Итак, группа построена по образцу многодетной семьи, где сосуществуют дети разных возрастов. Братьев и сестер из одной семьи не разделяют. Разновозрастная группа очень благоприятна для детей: обучение в ней идет более продуктивно, отношения строятся по семейному принципу. Родители детей и другие члены семьи принимают участие в делах и заботах учреждения, с каждой группой в течение всего дня работают два воспитателя-педагога, прошедшие специальную подготовку для работы по этой программе. Основу всей жизнедеятельности и педагогического процесса задает система событий, запланированных и неожиданных. Они проживаются детьми вместе со взрослыми. Цель – поддержать детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций через ручной труд, искусство, игры и театрализацию.

Записала Варвара ЧКАНИКОВА

От редакции. Можно долго перечислять причины, по которым в семейных отношениях все происходит ровно наоборот. Некогда. Не умеем. Не знаем как, куда. Да и на какие деньги? Непременно скажут: это мой ребенок, как хочу, так и воспитываю, и никто мне не указ.
Но в том-то и дело, что, опираясь на родительский произвол, действуя акультурно, психологически грубо и бездарно, мы только умножаем темноту и безрадостность собственной жизни. Не вопрос, смягчат ли родительские нравы новые законы и ювенальная юстиция в целом. Нет, конечно, разве что увеличат межпоколенческую вражду. Потому что корень проблемы – в личностных установках каждого человека. Где он и где общество, культура, цивилизация?
По данным современных исследований, очень далеко друг от друга: только 2% опрошенных взрослых в трудных ситуациях прибегают к помощи извне (друзья, родные, психолог, кино, книги, музыка). Тревожный симптом.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Веселый жираф». Посетив сайт проекта «Веселый жираф», который располагается по адресу http://www.happy-giraffe.ru/, Вы найдете интернет сообщество мам и пап, и сможете узнать об их родительском опыте и прочесть статьи о детском здоровье. К Вашему вниманию большое количество публикаций, которые расскажут о том, почему так важна прививка от гепатита B, как делать детский массаж, почему не зарастает родничок, что делать при аллергии у ребенка, и о многом другом. А так же к Вашему вниманию различные сервисы и разделы, посвященные отношениям, красоте, быту, хобби и путешествиям, что позволит с пользой и интересом провести Ваш досуг и приобрести новые знакомства.