Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Третья тетрадь
Детный мир

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ


По дому все сделает. А учиться – не хочет...

«Как быть, когда не помогают ни кнут, ни пряник?»

Начинается новая учебная четверть. По разговорам на родительских форумах видно: многие мамы схватились за голову: в дневнике у ребенка за первую четверть двойки, надо срочно принимать меры. Но вот какие?
Во-первых, конечно, надо хорошенько подумать. Убрать раздражение и самолюбие. Посмотреть на причину двоек в более широком контексте, чем строчка «математика – 2». Тут не повредит разностороннее обсуждение проблемы. И хотя для читателя оно еще впереди, заметим: все наши «приемы» и «приемчики» мало что решают по сравнению с реальными условиями жизни и учебы ребенка. Но искать решение проблемы там, где она есть, гораздо труднее, чем там, «где лучше видно».


Письмо

«Посоветуйте, пожалуйста, хорошего психолога для подростка-десятиклассника. Мальчик умный, а учиться не хочет. Он у меня вообще золотой ребенок. Дома никаких проблем. Бесконфликтный, всегда поможет, посуду помоет, в магазин сходит, с младшей посидит. А как за уроки – так бой. Сражается со мной за каждое домашнее задание. И если заставить – решает уравнения, как орешки щелкает. Но не всегда удается проконтролировать, и у него куча двоек: то не сделал, то пропустил, забыл, не сдал. Говорит, лень ему учиться. Я уже пообещала купить ему машину, если он окончит без двоек. Не помогло. В общем, срочно нужна помощь».

Комментарии

– А чего вы ждете от встреч с психологом? Он сможет его мотивировать на учебу? С трудом представляю, как. Каждо­дневная работа с ребенком – это именно ваша задача, просто потому, что это ваш сын.
– Я психолог. Для каждого родителя и ребенка у нас проводится определенный блок, с родителем работает один специалист, с ребенком – другой. Мы можем меняться. После блока индивидуальной работы идет блок совместной терапии. Даем задания на дом.
– У меня ситуация похожая, но только в разы сложнее.
– Попробуйте его замотивировать сами. Бонусы не помогают, даже машина в перспективе? Тогда, может быть, пора задуматься о выборе профессии? О выборе института? В этом случае мотивация появится сама собой. Подумайте, чем он вообще в жизни интересуется? Любое увлечение можно впоследствии сделать профессией, а для любой профессии нужна учеба.
– Не хочет учиться – пусть идет работать. Там он быстро поймет, для чего нужно образование!
– А вы пробовали вообще на эту тему не разговаривать? Просто закрыть ее и все. Посмотрите, что будет. Он должен научиться сам отвечать за свои поступки (оценки). Да и что такого плохого в тройках/двойках? Главное, что он человек хороший.

Комментарий специалиста: Что стоит за «не хочу учиться...»

Зачем учиться?

Социологические исследования, проведенные нами в 2005–2008 годах в школах г.Екатеринбурга, выявили содержание целей, которые ставят учащиеся перед собой.
Доля тех, кто учится для сдачи экзаменов, – 51% из общего числа ответов. Доля тех, кому от школы нужен только документ об образовании, – 48%. Таким образом, каждый второй старшеклассник имеет ограниченное представление о целях учебы в школе.
Лишь каждый третий респондент указал в качестве цели желание познать свои задатки и способности. И только каждый четвертый старшеклассник ставит своей целью приобретение навыков самосовершенствования. Следовательно, лишь у четверти школьников сформирована потребность в саморазвитии.

Что нужно, чтобы хорошо учиться

Мы спрашивали, как ученики достигают своих целей в учебе. Доли от числа ответов распределились следующим образом: «Стараюсь быть дисциплинированным на уроках, не отвлекаюсь» – 55%; «Четко планирую свою учебную работу» – 24%; «Полностью выполняю требования учителей» – 19%. Итак, половина опрошенных называют послушание способом достижения успехов в учебе. Именно исполнительность, а не личная заинтересованность помогает реализовать цель – получение нужных отметок.
К этой же группе принадлежат те, кто старается только выполнять требования педагогов, не включая инициативу и собственный поиск информации. Значит, собственная система ориентаций, позволяющая подбирать наиболее эффективные способы достижения высоких результатов в учебе, не востребована. Она и не запускается.
Подростки воспринимают себя в качестве объекта учебного процесса, а не его активного субъекта. Это в старших-то классах школы! Парадокс: с одной стороны, 71% респондентов считают, что успехи в учебе в первую очередь зависят от самого ученика: «Нужно приложить собственные усилия», а с другой – каждый пятый говорит о том, что не стремится самостоятельно совершенствовать свою учебную деятельность, считая, что все зависит от того, кто его учит.
Ребята, ориентированные на высокие результаты в учебной работе (а их менее половины), используют следующие способы: «Стараюсь самостоятельно разобраться в сложных темах» – 41%; «Дополнительно занимаюсь с педагогом» – 37%; «Активно работаю на уроках» – 34%; «Читаю дополнительную литературу» – 31%; «Полностью выполняю домашние задания» – 25%. Около трети демонстрируют настоящую самостоятельность, читая дополнительную литературу, активно работая на уроках. Однако каждый десятый пребывает в ожидании, когда его заставят учиться (ответ «ничего не делаю для достижения результатов»). Но подчинение только внешней необходимости не вызывает потребности в саморазвитии.
Выполнение домашних заданий большинством не рассматривается как способ повышения качества учебы. Однако если школьники не понимают роли самостоятельной работы дома, то навык решения учебных проблем собственными силами не появляется.

«Когда захочу»

При каких условиях ученик предпринимает какие-либо действия, направленные на повышение качества учебы? Оказалось, что 73% только тогда начинают учиться в полную силу, когда сами этого захотят. Следовательно, внешняя необходимость не выступает тем фактором, который обеспечивает высокую учебную активность. Но высокой свою эффективность считают только 19% учеников.
Интересно, что еще 18% школьников мобилизуют силы, необходимые для получения хотя бы удовлетворительных оценок, – но лишь тогда, когда учителя укажут на опасность стать неуспевающим; 11% реагируют на внешнюю необходимость, выраженную в действиях родителей. В итоге почти у каждого третьего опрошенного отсутствует ориентация на активную самостоятельную учебу в старших классах. Дети учатся по принуждению. У них не сформированы цели, связанные с самореализацией и самоутверждением в учебной деятельности. Качество их учебы не может быть высоким, так как отсутствует потребность стать успешным школьником. Кстати, только у 16% опрошенных существует ориентация на то, чтобы стать эрудированным, интересным человеком.

Принцип усредненности

Мы исследовали причины возникновения трудностей в учебе. «Не считаю, что мне нужны все предметы» – 42%; «Есть предметы, которые не способен усвоить» – 42%; «Нерегулярно делаю домашние задания» – 41%; «Учителя слишком многого хотят от меня» – 19%.
Половина учащихся старших классов не видят смысла в освоении всей школьной программы, а их индивидуальные склонности не учитываются. По-прежнему господствует принцип усреднения: все должны знать каждый школьный предмет на требуемом педагогом, образовательными стандартами уровне. Однако большинству учащихся без чрезмерных усилий даются только некоторые предметы, остальные требуют очень большого напряжения.
В таких условиях воспитание готовности к самостоятельному преодолению трудностей в учебной деятельности – чувство гордости за умение мобилизовать внутренние резервы, навыки адекватной самооценки, умение контролировать свою учебную деятельность, стать субъектом саморазвития – более чем проблематично. В результате велика доля тех, кто до 10 класса не выработал эффективные способы действий для получения необходимых знаний и умений.
Развитие, личностный рост происходят, если человек сам предъявляет к себе высокие требования. Но только 22% опрошенных подростков постоянно пытаются заниматься самовоспитанием; 47% признались, что делают это иногда, а 16% – «никогда не пытались что-то добровольно изменить в себе». Любопытный факт: побуждают детей к самовоспитанию лишь 33% родителей.
Но спросим, какие цели преследуют те из детей, кто ориентирован на самовоспитание? Оказалось, что в оснновном это желание преодолеть свои недостатки, чтобы достичь успехов в учебе. Понятно, что в целях самовоспитания человек пытается выразить те изменения, которые он желает в себе осуществить. А желает он того, чего от него требует школа. Иные смыслы саморазвития – за горизонтом.
«Не вижу смысла самовоспитания, так как меня в себе все устраивает» – 60% опрошенных школьников; «Не вижу в себе недостатков» – 40%; «Не знаю, как заниматься самовоспитанием» – 23%; «Не знаю, что это такое» – 19%.

Анатолий МЕРЕНКОВ, профессор, доктор философских наук г. Екатеринбург

Итоговые советы

1. Не заблудитесь в словах. Сегодня в педагогическом лексиконе слов, начинающихся с «само-», становится все больше: самооценка, самоопределение, самообразование, самоорганизация, самореализация, самоутверждение… самостоятельность, наконец. Но реально ситуация определяется не количеством актуальных слов, а наличием или отсутствием условий для осуществления человеком собственного выбора и для принятия лично-ответственных решений.
2. Оценивайте обстановку адекватно. Подумайте: может ли ваш ребенок что-то определять для себя по поводу школы? А в домашней жизни? На что ориентированы в воспитании вы сами? Если только на послушание и хорошие отметки, не спрашивайте, почему ребенку ничего не интересно.
3. Первая и единственная причина отсутствия интереса к учебе – навязываемое взрослыми представление об образовании как о формальной обязанности. Нет личностных смыслов, «открытий для себя» – нет и радости учения. Никакие «бонусы» и апелляции к будущему не помогут.