Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА


Каменский Сергей

Если у ребенка взрывной характер

Повышенная импульсивность нередко бывает связана со стилем семейного воспитания

Вспыхнул как порох, раскричался, расшвырял вещи, кинулся в драку. Разобиделся сам, обидел друзей.
…Надерзил учительнице, отказался выполнять задание, порвал тетрадку, в слезах выбежал из класса.
…И только потом спохватился: а была ли причина для такого поведения? С тяжелым чувством понял, что не было. Стоило бы только на минутку сдержаться и подумать, как ситуация разрешилась бы сама собой и никаких неприятных последствий не произошло бы.
«Я не хотел! Так получилось!» – горюет младшеклассник. Вместе с ним горюют и родители, у которых уже руки опускаются от безрассудных вспышек ребенка: «А чего ты хотел? Почему так получилось?»

 

Без тормозов

Импульсивность – такая особенность поведения, которая заключается в склонности действовать поспешно, не рассуж­дая, не обдумывая слов и поступков, под влиянием чисто внешних обстоятельств или первой же нахлынувшей эмоции. Импульсивный ребенок не размышляет перед тем как действовать. Он мгновенно, непосредственно выплескивает чуть шевельнувшееся неудовольствие в бурных моторных действиях, в запальчивых словах. Импульсивный школьник не считается с мнением окружающих во время своих вспышек. Ребенок может показаться агрессивным эгоистом. Но он и раскаивается так же быстро, как вспыхивает. Он сам сожалеет о том, что опять не сдержался. Но – увы – в следующий раз снова «взрывается». Такой ребенок, безусловно, нуждается в помощи.
Умеренная детская импульсивность – явление совершенно нормальное. Преобладание нервных процессов возбуждения над процессами торможения – возрастная особенность младших школьников. У всех малышей эмоционально-волевая сфера еще только формируется, у всех достаточно сильна ситуативная мотивация поведения.
Проблемой для самого ребенка и для окружающих становится импульсивность «без тормозов», безоглядная вспыльчивость, когда нормальная и естественная особенность поведения достигает крайних степеней.

Особенности поведения

На практике уровни детской импульсивности имеют свою градацию. Даже если импульсивность ребенка пока еще не причиняет ему заметных неприятностей, некоторые моменты в его поведении могут заставить родителей насторожиться и задуматься о необходимости коррекции. Повышенную импульсивность можно опознать по некоторым отчетливым признакам, прежде чем она достигнет «взрывных» степеней. Повышенно импульсивный ребенок никогда не задумается над вопросом – над любым. Пусть неправильно, но мигом выпалит ответ. Он очень обидчив, но совсем не злопамятен. Он легко увлекается, но легко и остывает, часто переживая при этом неприятное чувство: «все надоело!». С энтузиазмом начиная работу или игру, частенько ее не заканчивает. Ожидание дается ему крайне тяжело, как и работа, требующая усидчивости, последовательности, необходимости действовать и рассуждать шаг за шагом. Он очень чувствителен как к одобрению, так и к неодобрению. Легко огорчается и сердится, но легко и ликует из-за любого милого пустяка. Настроение его крайне неустойчиво. Он предпочитает действовать, а не размышлять и затрудняется объяснить цели и причины своих поступков. Он рискованно экспериментирует: что называется, сначала «прыгает в воду», а только потом вспоминает, что «не умеет плавать». В командной игре он может вдруг «восстать» против общих правил, потому что ему трудно соблюдать в течение длительного времени один и тот же внутренний настрой.
Повышенная импульсивность нередко бывает связана с типом темперамента ребенка и стилем семейного воспитания. Она чаще встречается у детей выраженного холерического или сангвинического темперамента. Ребенок флегматического темперамента, в силу преобладания нервных процессов торможения, куда реже проявляет взрывные реакции.
Авторитарно-директивный стиль воспитания также способствует (а не препятствует, как можно было бы подумать) развитию импульсивности «без тормозов». Дело в том, что родители в этом случае, предъявляя ребенку категорические требования и не спрашивая его мнения о них, не развивают в сыне или дочери стремления к анализу собственных поступков, к обсуждению мотивов и целей предпринятых действий. Ограничивая самостоятельность ребенка, не учат предвидеть возможные последствия быстрых, но ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск того или иного шага или слова.

Взвешенные, обдуманные, осторожные

Качество, противоположное импульсивности, носит в психологической науке название «рефлексивность». Если импульсивные действия могут быть охарактеризованы как спонтанные, непродуманные, легкомысленные, торопливые, неподготовленные, то рефлексивные действия – как взвешенные, обдуманные, осторожные, учитывающие точку зрения окружающих: семь раз отмерь, один отрежь.
При решении любых задач – будь то учебные задания или межличностные отношения в семье или в классе – импульсивность дает высокую скорость решений и большое количество ошибок. Сделанное приходится переделывать: упражнение переписывать, нанесенные обиды заглаживать, испорченные отношения восстанавливать. И чем сложнее задача, учебная или жизненная, тем больше оказывается ошибок при непродуманных решениях. Рефлексивность же увеличивает время, необходимое для решения, но резко снижает количество ошибок.

Учим сдерживаться

Безоглядно вспыльчивый, импульсивный ребенок нуждается в развитии рефлексивности, умении сдерживаться, обдумывать свои действия. Что для этого необходимо предпринять?
Проведите исследования, поставьте себе цель понаблюдать и выяснить, какие условия и обстоятельства оказывают на ребенка особенно неблагоприятное воздействие, вызывая бурные вспышки. Затем действуйте двояко. Постарайтесь исключить те воздействия, которые могут стать причиной «взрыва» ребенка. Если, например, младшеклассник слезами и скандалом реагирует на приказ немедленно оставить игру и браться за уроки, то не стремитесь настоять на своем. Есть компромиссные решения. Например, заранее выработанная договоренность: ребенок сам назначает время окончания игры, а вы обещаете предупредить его за четверть часа, что время истекает.
Но далеко не все воздействия, вызывающие у ребенка резкие вспышки, можно устранить. В жизни они все равно возникнут. «Обговорите» их с ребенком, чтобы он был готов: вот назревает как раз тот случай, когда надо сдержаться. И если ребенок смог преодолеть себя, если проявил сдержанность, поддержите его реакцию: похвалите, обрадуйтесь.
Ребенок должен хорошо понимать, что именно и почему ему разрешено и запрещено. Разрешения и запреты нужно обсуждать вместе с ним, чтобы он имел возможность высказать свою точку зрения и воспринять позицию взрослого. Надо иметь в виду, что импульсивному ребенку и то и другое нелегко. Свое несогласие он затрудняется объяснить, проявляя чисто эмоциональные реакции: «не хочу – и все!», «надоело», «скучно!». Всякую попытку ребенка порассуждать о том, что именно он думает и чувствует, надо встречать поощрением.
Почаще предоставляйте ребенку возможность самому сделать выбор. Но при этом просите его объяснить, почему его выбор оказался именно такой, а не иной. Можно сказать: «Может быть, ты прав, но я не уверен. Убеди меня!» Необходимость объяснять причину своих поступков и намерений поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
Если ребенку предстоит действовать в какой-либо новой для него ситуации, обсудите с ним те правила, которые она предполагает, те возможности, которые ему могут встретиться.
Поскольку слишком быстрое, торопливое, нерассуждающее принятие решений импульсивными детьми негативно сказывается на их учебной работе, то весьма полезным может оказаться для них замедление темпа выполнения заданий. Для этого можно использовать, например, такой способ, как проговаривания материала (условий задачи, способа решения ) – сначала вслух, а потом, когда этот способ станет привычным, – про себя.
Важнейший совет: во взаимодействии с импульсивным ребенком сами проявляйте выдержку и спокойствие. Иначе он немедленно «подхватит» ваше возбуждение, заразится им.

Может пригодиться

Преодолению бурной импульсивности помогут игры-упражнения, во время которых ребенок будет тренировать способность сдерживаться, не спешить, реагировать не «лишь бы как», а обдуманно и целесообразно.

Это могут быть моторные, словесные и словесно-моторные игры.
К разряду моторных относятся многочисленные игры, использующие движения и статичные позы.

«Замри – отомри». Ведущий хлопает в ладоши, а ребенок под аккомпанемент хлопков танцует или выполняет физкультурные движения. Как только хлопки прекратятся, игрок должен замереть и возобновить движения одновременно с хлопками. Потом задача изменяется. Игрок должен начать движение не сразу, а на пятый хлопок. Потом – на десятый.

«Заколдованные руки». Игрок танцует под музыку, но ему нельзя поднимать руки вверх. Потом иначе – нельзя опускать руки. Потом еще раз иначе – нельзя разводить руки в стороны. Потом из танца «выключается» левая рука. Затем – правая. Потом прямо по ходу танца ведущий меняет условия: нельзя поднимать левую руку, нельзя опускать правую руку. Это упражнение может видоизменяться бесконечно.

«Запрещенное слово». Игрок и ведущий договариваются, что какое-нибудь слово запрещено в игре произносить вслух. Например: «дверь» и «красный». Затем ведущий указывает на разные окружающие предметы и спрашивает: что это? какого цвета? Игрок отвечает, но если ведущий указывает на дверь или спрашивает о цвете красного шарфа, игрок должен промолчать либо сказать «Молчу!». «Запрещенные» слова в каждом новом туре меняются, и количество их увеличивается.
К словесно-моторным относятся любимые детьми игры, где на словесный стимул надо прореагировать действием с мячом.

«Съедобное – несъедобное». Игрок и ведущий договариваются так: услышав слово, обозначающее нечто съедобное, игрок ловит мяч, а на слово, обозначающее нечто несъедобное, – отбивает. Это упражнение по мере приобретения навыка можно разнообразить и усложнять, меняя как условия манипуляции с мячом (не просто поймать, например, а поймать, подбросить вверх и снова поймать), так и словесные стимулы: «существует – не существует», «мягкое – твердое», «живое – неживое».