Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ОРИЕНТИРЫ


Система дополнительного образования: опыт новой организационной реформы

Проект, который предлагает детско-юношеский центр (ДЮЦ) города Петрозаводска, работающий с 4000 детей, успешно прошел проверку на практике

В советское время у дополнительного образования было несколько задач. Главная из них – занять свободное время детей и подростков; отсюда – система кружков и секций по интересам. Сегодня ситуация изменилась: все больше «трудных» детей, все чаще ребенку вообще мало что интересно. А система дополнительного образования, к сожалению, зачастую работает
по старым схемам: хореография, рисование, пение, макраме… Какими же могут быть варианты ее развития?


Сегодня система дополнительного образования столкнулась с рядом новых вызовов, на которые пока нет адекватных ответов:
• Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития новых привлекательных возможностей досуга. Сегодня у детей широкие возможности выбора развлечений и других форм интересного времяпрепровождения: компьютерные игры, кино, телевидение. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу.
• Перестает работать традиционный формат дополнительного образования. Очевидно, современного ребенка уже не устраивает такая форма получения образования, как регулярные обязательные занятия. Необходима разработка новых форматов предоставления образовательных услуг.
• Социальные проблемы нарастают, а финансовые возможности местного самоуправления уменьшаются. Дополнительное образование может стать избыточной роскошью. В случае резкого сокращения системы дополнительного образования выживут только программы, имеющие сильную общественную поддержку и социальную значимость. Программы дополнительного образования детей должны стать одним из серьезных факторов развития территории, иметь внятный результат и отклик в местном сообществе.
• Ухудшение социальной ситуации рано или поздно потребует переориентировать значительную часть системы дополнительного образования на осуществление программ для трудных подростков. Дополнительное образование привыкло работать с благополучными детьми, которые имеют минимальный стартовый потенциал для самореализации в творческой деятельности. Таких детей становится все меньше, и в результате одни и те же дети посещают по три-четыре кружка, а трудные подростки остаются вне системы. Ситуация меняется  – усиливается осознание серьезности проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Система дополнительного образования должна научиться работать с этим контингентом, предложить такие программы, которые будут ими востребованы.

Общественные ориентиры в развитии дополнительного образования

Взяв на себя ответственность за воспитание поколения, система дополнительного образования может перестроить свою деятельность, исходя из ситуации в социуме. Решение вопросов воспитания не милицейскими методами позволит нам сократить число трудных подростков, стоящих на учете, на 70%, стабилизировать молодежную среду и нацелить ее на развитие в интересах будущего страны, ускорить создание интеллектуальной элиты.
Общественные ориентиры в развитии дополнительного образования позволят привлечь серьезный ресурс – не только в виде финансовых вливаний, но и общественных сил.
Несомненным плюсом такого вектора развития может стать:
– понятная всему обществу идея изменения системы дополнительного образования;
– возможность выдвинуть социальные критерии оценки ее результативности;
– обоснованность изменений в системе аттестации, аккредитации и оплаты труда;
– формирование открытой системы в масштабах страны, где субъекты процесса заинтересованы в совместном развитии;
– преодоление системного кризиса, которое произойдет за счет формирования новой системообразующей деятельности;
– налаживание взаимодействия со структурами молодежной политики – получение системой дополнительного образования ресурсов на развитие деятельности и предоставление ресурса системы для кадровой поддержки детских и молодежных организаций.

Критерии оценки результативности работы учреждений дополнительного образования детей как воспитательных центров (на примере ДЮЦ г. Петрозаводска):

1. Учреждение ведет системный мониторинг воспитательного пространства; определяется запрос молодежи не реже чем раз в два года на разные виды деятельности, проблемы социокультурной среды, прогнозируемые антисоциальные явления.
2. Учреждение корректирует свою программную деятельность на основе запроса молодежи, ежегодно обновляя спектр программ на 15 %.
3. Учреждение разрабатывает и координирует социально-педагогические программы, направленные на преодоление подростковой преступности и развитие воспитательного пространства, и ежегодно расширяет их спектр.
4. Учреждение становится активным субъектом профилактики: ведет системную работу по учету трудных подростков, координирует свои усилия с органами МВД, социальной защиты и другими структурами, курирует деятельность школьных социально-педагогических служб. В число показателей результативности работы учреждения входят сводки МВД о подростковой преступности, сведения о постановке подростков на школьный учет, информация об уровне наркомании, токсикомании в подростковой среде.
5. Учреждение привлекает средства на развитие материальной базы и ведет постоянную проектную деятельность.
6. Образовательные программы, которые можно проводить исключительно в условиях школы, признаются неперспективными.
7. Каждое учреждение формулирует свою миссию и определяет специфику работы, направленной на подростковый возраст, а также территорию своей ответственности за воспитательные процессы среди детей.
8. Учреждение активно сотрудничает с НКО и расширяет программы педагогической деятельности, способствующие демократическому развитию общества.
9. Администрация учреждения эффективно решает вопросы обеспечения гендерного баланса в педагогике, а именно: успешно привлекает педагогов-мужчин на уровне не ниже 20–30% от списочного состава.
10. Учреждение выполняет договоры с учредителем, самостоятельно и успешно решает вопросы кадровой политики, финансового менеджмента.

Из рабочих материалов ДЮЦ г. Петрозаводска