Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Взрослые и дети: границы дозволенного и недозволенного

Бабушкина Татьяна

«Любовь не чувство, а парадоксальное состояние всех чувств»

Тем идеям, которые дает взрослый, ребенок начинает искать свою соразмерность

…Я не могу сказать, как лучше. Каждый должен говорить своим языком. Но я убеждена: педагогика фольклорна. Фольклор нельзя передать – его нужно перенять. У меня «Школа одной комнаты». Мы встречаемся со студентами у меня в доме. В одной комнате.
…Фотографии с «дач» в Танаисе: ребенок ищет клад посередине реки. Нашел бутылку, где было написано: «Шесть лун». Как можно сделать шесть лун? Для этого надо взять студента по имени Дима с несколькими младшими ребятами и попросить их повесить шесть огромных дынь на дереве.
…Что такое авантюрная педагогика? Чтобы поехать в лагерь, мои ребята два месяца работали на раскопках Танаиса. Мы ездили полоть траву четыре раза в неделю. И дорога за это время стоила бы в два раза больше всей нашей зарплаты. Тогда я иду в управление железных дорог, но мне никто не хочет подписать бумажку, чтобы эти 32 ребенка-школьника съездили и попололи траву в Танаисе, а не болтались в городе. Бумажка нашлась.
…Тем идеям, которые дает взрослый, ребенок начинает искать свою соразмерность. Устанавливается своя соразмерность вещей. И любимые вещи оказываются огромными, нелюбимые – маленькими. Два дня дети рисовали огромными свои любимые предметы и маленькими – нелюбимые. Самыми огромными оказались кровать с парусом из занавески и почему-то шляпа, чайник. А самым маленьким – умывальник.
…Наступает время единичных встреч. Школа теперь – страна, откуда нет голоса. Те, кто там с детьми, не говорят об этих детях. Дети настолько безграмотны в отношениях друг с другом, никто не учит слышать; они не только не читают, но и не умеют слышать литературное слово. Я вижу, как сейчас дети заменяют все больше слов звуками, мычанием, резкими жестами.
…Меня огорчает разделенность детского и взрослого мира. Мы со студентами ведем уроки фантазии – импровизированные уроки с театром, с декорациями, – часто тащим туда лошадей каких-то, какие-то фонарики; большого льва нужно – достаешь большого льва и с ним идешь по улице. И вот я стала замечать, что вид взрослых ребят, идущих по улицам с большими яркими игрушками, вызывает раздражение взрослых. Настолько мир механистичен, что живые проявления детства возмущают.
…Знаете, что я еще поняла? Для всего настоящего денег надо очень мало. Когда меня спрашивают: «Что ты будешь делать, если у тебя будут большие деньги?» – я говорю: «Куплю красок, бумаги. Еще тряпок на костюмы, шерсти...» Все. Больше у меня фантазии ни на что не хватает. Для всего настоящего денег нужно очень мало.

№ 120, 1997

Из интервью Марии Белиловской

Примечание от редакции.
Работы Т.В.Бабушкиной собраны в книгу:
Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. – СПб., 2011 (3-е изд.).

Рейтинг@Mail.ru