Школа, опасная для жизни
Когда же мы научимся защищать наших детей? Разборки, драки, дедовщина делают жизнь в школе мучительной
Современная школа представляет собой отдельное государство в
государстве, пытающееся вывести своих граждан-школяров, вечно
выясняющих отношения друг с другом и окружающей средой, в люди;
воспитать в них почтение к общечеловеческим ценностям. С каждым годом
эта задача становится все труднее.
Все чаще можно услышать рассказы с жуткими подробностями о драках между
мальчишками. Девочки от них не отстают.
Причин для разборок множество. Плохое настроение, неосторожно
сказанное слово, чей-то выпендреж, обсуждение внешности, переходящее во
взаимные оскорбления, денежные долги, личная неприязнь, социальное
неравенство...
В каждом государстве есть свои всем известные криминогенные зоны. В
школе это раздевалка, столовая и туалет. Именно там можно наблюдать
подводные течения школьных отношений. Все эти зоны риска находятся под
неусыпным контролем учителей. Особенно в периоды больших скоплений
учащейся братии.
Появилось новое словосочетание, характеризующее отношения между
школьниками: «денежная дедовщина». Директора, с которыми я пыталась
поговорить на эту тему, уверяли, что такой проблемы у них не
существует. Но стоило мне выйти из кабинета, как я стала невольной
свидетельницей сбора дани. Старшеклассник останавливал малышей у входа
в столовую. Свои действия он сопровождал милой улыбкой и странной
фразой: «При входе в метро платите. Платите и при входе в нашу
столовую». Собрав энную сумму, он поделил ее с другом, и оба,
довольные, растворились в школьной толпе.
Я разговорила одного из тех, кто так спокойно, без возмущения отдавал
деньги.
– Почему же родители не могут заступиться и прекратить поборы?
– наивно спрашиваю я.
– Конечно, можно пожаловаться. Они прибегут, разберутся. А
потом не смогут провожать и встречать нас каждый день. Все равно
сборщики поймают и изобьют. Уже были случаи. Лучше не выпендриваться, –
ответил мой собеседник.
Возвращаясь домой, я думала, как легко плыть по течению, не
сопротивляясь ничему. Принимать решение, платить или дать отпор, должен
сам подросток.
Еще не во всех школах работают психологи и полицейские. Там, где они
уже появились, число драк сократилось до минимума. А школа превратилась
в охраняемое здание особого режима. При входе ученик предъявляет
дневник с фотографией. Постороннему через кордон не прорваться. Любое
активное действие со стороны учащейся шпаны считается провокацией,
нарушением дисциплины и сразу пресекается. Один из охранников
похвастался, что никто в их школе не дерется. Правда, добавил:
– Все споры решаются на улице, после уроков, по дороге домой.
За личную жизнь детей вне школы администрация ответственности не несет.
Там каждый сам за себя. Как и у взрослых. Просто надо заниматься
спортом и защищаться. Не позволять никому унижать себя. Интеллект и
сила должны быть совмещены.
– Сейчас я учусь в девятом классе. Однажды в туалете девчонки
разорвали мои книги, сломали ручки и сильно ударили в живот. Не знаю,
что со мной произошло: из всегда спокойно выносившей оскорбления я
превратилась в разъяренную тигрицу. Я поняла, что если сейчас не дам
сдачи, то уже никогда не сделаю этого. Такого от меня не ожидали. В
удар я вложила всю силу, злость и обиду, копившуюся много лет. Он
пришелся в плечо. Эта девчонка упала, а я спокойным голосом (хотя в
груди все кипело и руки дрожали) предупредила: «Еще один наезд – и
будет хуже».
После этого случая со мной даже здороваются. Зауважали, что ли?
Как бы взрослые ни старались защитить своих детей от жестокости и
насилия, ничего не выходит. Им приходится сталкиваться с этим все чаще
и отстаивать свою честь самим. Может быть, хорошо, что подростки
проходят трудный путь в школе? В жизни будет легче. Или надо оберегать
детей от всего?
№ 31, 1996