Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Касицина Наталья

Школа, опасная для жизни

Когда же мы научимся защищать наших детей? Разборки, драки, дедовщина делают жизнь в школе мучительной

Современная школа представляет собой отдельное государство в государстве, пытающееся вывести своих граждан-школяров, вечно выясняющих отношения друг с другом и окружающей средой, в люди; воспитать в них почтение к общечеловеческим ценностям. С каждым годом эта задача становится все труднее.
Все чаще можно услышать рассказы с жуткими подробностями о драках между мальчишками. Девочки от них не отстают.
 Причин для разборок множество. Плохое настроение, неосторожно сказанное слово, чей-то выпендреж, обсуждение внешности, переходящее во взаимные оскорбления, денежные долги, личная неприязнь, социальное неравенство...
В каждом государстве есть свои всем известные криминогенные зоны. В школе это раздевалка, столовая и туалет. Именно там можно наблюдать подвод­ные течения школьных отношений. Все эти зоны риска находятся под неусыпным контролем учителей. Особенно в периоды больших скоплений учащейся братии.
Появилось новое словосочетание, характеризующее отношения между школьниками: «денежная дедовщина». Директора, с которыми я пыталась поговорить на эту тему, уверяли, что такой проблемы у них не существует. Но стоило мне выйти из кабинета, как я стала невольной свидетельницей сбора дани. Старшеклассник останавливал малышей у входа в столовую. Свои действия он сопровождал милой улыбкой и странной фразой: «При входе в метро платите. Платите и при входе в нашу столовую». Собрав энную сумму, он поделил ее с другом, и оба, довольные, растворились в школьной толпе.
Я разговорила одного из тех, кто так спокойно, без возмущения отдавал деньги.
– Почему же родители не могут заступиться и прекратить поборы? – наивно спрашиваю я.
– Конечно, можно пожаловаться. Они прибегут, разберутся. А потом не смогут провожать и встречать нас каждый день. Все равно сборщики поймают и изобьют. Уже были случаи. Лучше не выпендриваться, – ответил мой собеседник.
Возвращаясь домой, я думала, как легко плыть по течению, не сопротивляясь ничему. Принимать решение, платить или дать отпор, должен сам подросток.
Еще не во всех школах работают психологи и полицейские. Там, где они уже появились, число драк сократилось до минимума. А школа превратилась в охраняемое здание особого режима. При входе ученик предъявляет дневник с фотографией. Постороннему через кордон не прорваться. Любое активное действие со стороны учащейся шпаны считается провокацией, нарушением дисциплины и сразу пресекается. Один из охранников похвастался, что никто в их школе не дерется. Правда, добавил:
– Все споры решаются на улице, после уроков, по дороге домой. За личную жизнь детей вне школы администрация ответственности не несет. Там каждый сам за себя. Как и у взрослых. Просто надо заниматься спортом и защищаться. Не позволять никому унижать себя. Интеллект и сила должны быть совмещены.
– Сейчас я учусь в девятом классе. Однажды в туалете девчонки разорвали мои книги, сломали ручки и сильно ударили в живот. Не знаю, что со мной произошло: из всегда спокойно выносившей оскорбления я превратилась в разъяренную тигрицу. Я поняла, что если сейчас не дам сдачи, то уже никогда не сделаю этого. Такого от меня не ожидали. В удар я вложила всю силу, злость и обиду, копившуюся много лет. Он пришелся в плечо. Эта девчонка упала, а я спокойным голосом (хотя в груди все кипело и руки дрожали) предупредила: «Еще один наезд – и будет хуже».
После этого случая со мной даже здороваются. Зауважали, что ли?
Как бы взрослые ни старались защитить своих детей от жестокости и насилия, ничего не выходит. Им приходится сталкиваться с этим все чаще и отстаивать свою честь самим. Может быть, хорошо, что подростки проходят трудный путь в школе? В жизни будет легче. Или надо оберегать детей от всего?

№ 31, 1996

Рейтинг@Mail.ru