Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Управление школой: контроль или поддержка?

Быкова Н.

Проверка возвращается. В чем теперь ее цель?

Поступают сведения из школ: участились случаи, когда проверки стали назначать не в целях совершенствования чего бы то ни было, а в качестве мести

Ситуация

Каких только форм контроля не изобретали чиновники! «И ужас народа при слове “проверка” подобен был ужасу казни»... Школу скребли и мыли, детей стригли и инструктировали, наглядную агитацию обновляли. Подбиралась документация, сочинялись протоколы и планы давно прошедших, а равно и не проводившихся вовсе мероприятий. В итоге всегда обнаруживалось, что школа где-то в чем-то когда-то почему-то недорабатывает...
С началом перестройки проверки вроде бы приказали долго жить. Учителя вздохнули свободно: разрешалось самим выбирать произведения для анализа на уроках литературы, сдавать экзамены по выбору, проводить КВНы и дискотеки без согласования их планов с администрацией. Многое разрешалось... Но для чего воспоминания? Сегодня порой кажется, что школа возвращается в светлое прошлое… Вновь введены обязательные экзамены, о которых извещают лишь в марте. Вновь требуют составления планов воспитательной работы и принудительного развлечения учеников в дни каникул… И вновь возвращаются проверки!
Проводятся они в соответствии с успехами технического прогресса. Компьютер отберет детей для выполнения тестов, проверит результаты тестирования. Психологические тесты собираются предложить и учителям.
Но вот моя коллега добилась стопроцентного успеха по результатам тестирования, и администрация школы сочла это достаточным для повышения тарификационного разряда отличному словеснику. Однако департамент отказал, потребовав, чтобы победительница предостави­ла разработки, дала открытые уроки и т.д. Зачем тогда вся эта процедура?
Зачем тратятся приличные деньги на размножение и обработку тестов, на составление громоздких, заранее бесполезных отчетов?
У нашего руководства, видимо, избыток свободного времени. Однако к преподавательской деятельности чиновников не влечет. Явиться в школу с проверкой – это так способствует самоуважению!

 И еще вот что...

Стоит директору школы проявить характер и даже просто не явиться на важное, по мнению начальства, мероприятие – ждите проверки, товарищ директор. Как учителя вызывают родителей провинившегося ученика, так руководители управлений образования наказывают строптивые школы. Новое время – новые термины. Слов «фронтальная проверка», от которых раньше дрожали стены учительских и падали в обморок завучи, сегодня никто не боится. Можно придумать другое – «смотр», например.
Это старый грех управленцев, в сознании которых все живет известная формула руководства: «Подбор кадров и проверка исполнения». По-своему она неплоха, но слово «исполнение» к школе не подходит. Беда всех проверок в том, что в целях объективности для них вырабатывают общие критерии. Вот это и губит школу. Не сама проверка, а попытка измерить ее общим аршином. Потому что творческих людей среди проверяющих что-то не слишком много.
«Ну что вы, – скажут нам, – как же можно без контроля? Да вы представляете, во что превратится бесконтрольная школа?» Но если уж быть логичными до конца, то как же можно тогда без контроля над проверяющими? Во что же превратятся тогда бесконтрольные РУНО и ГУНО? Значит, нужно, чтобы время от времени и к ним приезжали комиссии с проверкой: «А как вы использовали результаты школьных проверок? Насколько повысился процент проверяемости, отвечаемости и улучшаемости?»

№ 10, 1996

Рейтинг@Mail.ru