Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Педагогика школы: авторитаризм или гуманность?

Соловейчик Симон

От учителя ждут не суда, а милости

Из интервью для своей газеты

 ...В классе всегда есть разные социальные группы. Бедные и богатые. Кроме того, есть глупые и умные. Добрые и злые. Класс для ребенка – главная модель общества. Очень емкая и очень серьезная модель, не менее важная, чем семья. В классе ты глубже всего понимаешь людей. Отношения в классе для ребенка не менее важны, чем отношения с родителями.
...Детский коллектив может быть очень жестоким, очень несправедливым. К сожалению, учителя обычно не замечают, насколько трагичной и мучительной может быть обыденная детская жизнь.
Разве что знают, кто в кого влюбился – максимум осведомленности. Мы не понимаем подлинной силы детских страстей и страданий…
Но вместе с тем мы не имеем права вмешиваться в отношения детей. Мы должны просто создавать общий добрый климат отношений, атмосферу, исключающую зло и обиды. Не должно быть насильственного внедрения, вмешательства добра.
...Глубокое проникновение в мир детских переживаний означает не разрушение собственной личности, а напротив, созидание ее, самосозидание на других основах.
Когда меня просили выступить в школе, я всегда ставил условие: на полчаса не согласен, согласен не меньше чем на четыре часа беседы. И когда садишься с ребятами разговаривать с семи часов вечера до одиннадцати – чистое счастье! И для них, и для меня. И о себе узнаешь многое, в тебе неожиданно поднимаются лучшие чувства – самые высокие, самые прекрасные. Так появляется великое чувство Встречи. Все, что называется любовью с первого взгляда, встречей любящих сердец. Есть такая теория – учение как Встреча. Встреча с главным человеком, определяющая и направляющая твою жизнь.

Беседовала Евгения Долгинова

№ 94, 1996

Рейтинг@Mail.ru