Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Педагогика школы: авторитаризм или гуманность?

стол Круглый

По какой программе учитель учит лучше – по своей или по официальной?

Мировой опыт показал, что авторские программы отдельных учителей бывают хуже, чем государственные программы, созданные коллективами ученых и методистов. Но оказалось, что по своей, пусть даже слабой, программе преподаватель учит лучше, чем по хорошей чужой, навязанной ему. Так что же важнее: полная, отработанная, замечательная программа или успехи детей? Участники «круглого стола» «ПС» приводят свои аргументы.

В обсуждении принимали участие:

Ж.АРУТЮНОВА, Г.КУЗНЕЦОВА (Клуб преподавателей французского языка  
при Ассоциации друзей Франции);
Б.ПИГАРЕВ, Е.БУНИМОВИЧ  (Ассоциация учителей математики);
3.САФОНОВА (Ассоциация толстовских школ);
В.КАЙМИН, С.БОГДАНОВА (Ассоциация учителей информатики России);
В.КАЛИНИН (Ассоциация «Экологическое образование»)

•Есть один очень острый момент: можно сказать «давай авторские программы!» – и все начнут их составлять. Но в американских вузах, например, учат, как правильно и грамотно составить программу, – это большое искусство. Есть кафедра науки составления программ, написаны толстые книги. У нас ничего этого нет, а значит, писать программу не может каждый, иначе это превратится в педагогическую графоманию.
•Вопрос о программах – это вопрос границ демократии в школе. Раньше такая проблема не стояла: существовал всесоюзный учебник, все должны были по нему заниматься. Теперь при единой программе могут использоваться разные учебники. И в разных типах школ сегодня проблема решается по-разному: в свободных школах учителя получили возможность использовать свои оригинальные разработки.
•Вопрос о программах возвращает нас к вопросу о целях образования. Получается, что учитель, пишущий авторскую программу, сам определяет цели образования и программы составляет в соответствии со своими представлениями. Но должен ли в таком случае вообще составлять программы учитель, а не сторонний человек?
•Еще одна проблема – проблема критериев. Как может учитель, который 20 лет преподавал по одному учебнику и был лишен какого-либо выбора, сориентироваться, как, из чего и по каким принципам выбирать? У большинства учителей нет таких навыков. А положение в области учебников (например, по иностранным языкам) таково, что на рынок хлынул поток самых разных учебников и учителя растерялись – чему отдать предпочтение?
•С другой стороны, в России огромное число учителей талантливых, они составляют свои программы, может быть, даже работают по ним. В программе можно написать все что угодно, но самое главное – что будет на экзамене, который пришлют роно, министерство? Получается, что программа должна быть подогнана под экзамены: вы­пускные или в какой-либо конкретный вуз.
•До тех пор, пока в представлении учителя программа будет восприниматься как спущенный сверху документ, ориентированный на часы или экзамены, желание писать свои программы, вносить элементы творчества в работу может и не возникнуть. Большинство учителей держит традиция!
•Новая проблема школы: где-то авторские программы не приветствуются, а где-то их почти требуют.
•Может быть, стоит говорить не о программах, а о вариативности? Определить обязательную часть (например, 60% часов), а остальное время отдать оригинальной методике учителя.
•Может быть, есть смысл поговорить о конкурсе учебных планов? Или объявить конкурс педагогической фантастики, конкурс фантастической программы?
•Но откуда учителю взять силы и время для таких программ, которые вряд ли будут реализованы в его школьной практике?
•Идеальная авторская программа та, которая удовлетворяет автора, детей, родителей, администрацию школы. Но возможна ли такая программа в принципе? Ведь у всех разные взгляды на цели школы, на задачи образования, и поэтому авторская программа одного учителя не может удовлетворить всех.
•Как выясняется из многих рассказов и писем педагогов, учить необычно, нестандартно можно и по обычной программе. Значит, авторская программа должна в первую очередь будить мысль, подталкивать к чему-то новому, а вовсе не утверждать, решать такие-то уравнения или не решать.
•Конкурс авторских программ может выявить людей, способных нестандартно мыслить, такой конкурс может пробудить к жизни интересные идеи, обнаружить талантливых, выдающихся учителей.

№ 48, 1995

Рейтинг@Mail.ru