Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Третья тетрадь
Детный мир

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Дымова Татьяна

Подростковый лагерь: идеи для переходного возраста

Педагогические решения, которые позволяют восполнить поведенческие и смысловые дефициты подростков

Работа с подростковым классом или просто общение с тинейджером почти всегда требует от взрослого немалой мудрости и педагогического такта. Ведь издержки переходного возраста не заставляют себя долго ждать. Между тем психологи, работающие с подростками, считают, что взрослые могут помочь им стать более сотрудничающими. Доказательства можно получить, приехав в один из подростковых лагерей, которые регулярно проводит команда «Поехали!» в?сотрудничестве с центром «Перекресток». Или познакомившись с рассказом о том, как при соответствующей организации смены развеиваются мифы о переходном возрасте.

Столкновение с последствиями

Готовясь к предстоящей смене, мы прежде всего объявляем правила жизни подросткам и их родителям. Обязательных и не подлежащих обсуждению только два: требования техники безопасности и правило трезвости. За их нарушение подростка отправляют домой. Все остальные правила принимаются по согласованию в сообществе.
Интересно: в первый же день оказывается, что подростки, формально согласившись с условиями лагеря, не верят, что их на самом деле придется выполнять. И о-очень удивляются, когда сталкиваются с последствиями.
Неожиданным оказывается уже первый обед, вернее, его отсутствие, если никто не озаботился его приготовлением. Эта реакция отчасти подтверждает миф о том, что подростки не активны в быту, не могут приготовить еду. Однако это легко пре­одолеть с помощью передачи ответственности.
Прибыв на место, ребята распределяют дежурства по приготовлению еды на отряд.
Вожатый сообщает, что готов дежурным помочь, объяснить, не делать всю работу за ребят. Часто они кивают, но по опыту жизни знают: если «откосить», то взрослые все равно все сделают. И когда, проголодавшись, видят, что никто из взрослых не бросился их обслуживать и есть нечего, то первая реакция – удивление и раздражение. Но обычно подростки быстро понимают, что условия, о которых предупреждали до отъезда, действительно выполняются. Редко бывает, что первый за смену обед совсем отменяется, чаще просто задерживается.
Когда дело сдвигается с мертвой точки, довольно быстро оказывается, что многим очень нравится готовить. Но есть ребята, которые совсем не любят и не хотят готовить – работа находится и для них: можно принести воды, поколоть дрова или помыть после еды кан (походную кастрюлю).
Здесь очень важна позиция взрослого, который спокойно и твердо придерживается правил. И еще готов доверять подростку. Тогда возникают качественно другие отношения. Одно из свидетельств такого доверия – в лагере можно получить «лицензию» на владение топором. Внешне выглядит как браслет. Это право дает специальный экзамен. Умение управляться с топором очень почетно. Некоторые получают «суперлицензию» – на владение колуном, который требует особой силы и сноровки.

Правила – то, что нужно тебе

Еще один недостаток, который приписывают подросткам, – неумение договариваться и выполнять договоренности. У нас в лагере договор – это важная часть жизни. Помимо обязательных законов (безопасность и трезвость) каждый отряд принимает свои правила. В первые дни подросткам кажется, что никакие правила вообще не нужны, чем меньше ограничений, тем лучше. Тут может вступить в обсуждение взрослый, например, со словами: «А обижать и брать чужие вещи тоже можно?» Принимая правило, мы всегда оговариваем санкции за его нарушение, иначе не будет работать.
При нарушении обычно используется восстановительный подход: кто нанес ущерб, должен загладить вред. Принципиально важно, чтобы санкция не воспринималась как унижение и наказание. Санкция направлена на то, чтобы возместить вред обиженному, а не сделать хуже обидчику.
Правила – это то, что нужно самим подросткам. Мы, взрослые, даже учим не соглашаться, а формулировать, «что нужно тебе». Иногда ребята равнодушно относятся к отсутствию того или иного очевидного правила: мне все равно. Тогда взрослый может сказать: «Если вы не против, давайте примем это правило для меня...» Если, по мнению ребят и вожатых, «хорошее» правило не нужно, оно действительно не принимается.
Очень яркий пример был со скверно­словием в лагере. Очевидно, что подростки в присутствии взрослых могут отпустить нецензурное выражение или из бравады, для провокации, или под влиянием сильных эмоций. И мы придумали правило трех синонимов. Каждому, кто публично матерился, предлагалось пояснить свою мысль не менее чем тремя цензурными способами. Например, «Жаль, что я уронил это на ногу», «Ты не прав, больше так не поступай», «Кто оставил этот предмет у выхода?» Это смешно, забавно и... действенно. Иногда можно увидеть, как кто-то уже открыл рот, запнулся на мгновение и сразу перешел к синонимам.

Свобода выбора

Им ничего не интересно. Их нужно все время чем-то занимать, чтоб не болтались без дела. Это еще один миф о подростках. Чтобы не попадаться на эту удочку, мы тщательно продумываем структуру и организацию лагеря. В частности, нужно разделять младших и старших подростков, мы так и делаем, организуя два разных лагеря.
В 10 – 12 лет они еще охотно включаются в предложенные занятия. Просто нужно запланировать достаточно много кружков, активных игр, мастерских. Но уже после тринадцати лет подростки начинают бунтовать против заданной извне системы. С ними нужно выстраивать работу, исходя из понимания, как развиваются отношения в группе во времени.
Проанализировав возрастные особенности, мы пришли к выводу, что после первых дней знакомства и адаптации лучше всего проводить технологию «свободное пространство» – действо, происходящее по особым правилам («ПС» № 9 за 2008 год), где все желающие могут предложить свой проект или присоединиться к чужому.
Бывает, что подросток очень хочет что-то сделать, но не знает как. Тогда он ищет, кто ему может помочь. Иногда такого консультанта вообще не оказывается в лагере, и дело движется методом проб и ошибок. Так произошло со строительством мостков для ныряния. Их дня три сколачивали, а потом целый день устанавливали, не имея никакого опыта. Зато уж как были довольны собой после завершения проекта!
В традиционных лагерях подросткам столько всего предлагают, что они не успевают соотнести это с собой, своими интересами. И чем меньше им нравятся кружки, тем больше они сопротивляются в такой ситуации.
Совсем другое дело, если взрослые спрашивают: «Что ты хочешь?» Тут нет повода быть агрессивным. Обычно бывает так: подросток в свою первую поездку в лагерь присматривается и ходит на «готовые» кружки взрослых и других ребят, а во вторую смену едет уже со своей идеей мастерской.
Мы принципиально отказываемся от идеи «анимации» – когда взрослый угадывает, что нравится ребенку, и делает это для него. Мы считаем, что у подростков достаточно сил, сообразительности и ответственности, чтобы проявить инициативу и сделать задуманное. Самостоятельно или с помощью взрослого – после соответствующей просьбы.
Подросток, конечно, может на вопрос вожатого: «Чем ты хотел бы заняться?» – ответить: «Не знаю». Это не страшно. Его приглашают, но не тащат насильно. Обычно к третьему дню даже самые отчаянные «отшельники» бывают заинтригованы: «Почему меня не тащат?»
Проекты, зародившиеся в «свободном пространстве», бывают самыми разными. Иногда подросток берется вести кружок по тому виду деятельности, которым занимается в городе. Иногда взрослые могут передать свой, уже заработавший, проект ребятам.
Успешно проведенный проект – это чрезвычайно важно для подростка. Поэтому нужно очень точно сопровождать его на пути реализации. Мы даже организовали «Фабрику проектов»: двое взрослых всегда готовы обсудить, посоветовать, поддержать. Необходимо оценить реалистичность замысла, обсудить вместе с подростком, какие ресурсы потребуются для воплощения: время, люди, материалы.
Если проект уже запущен, а его автор явно остыл, взрослый может предложить передать начатое желающим.
Чтобы отмечать свое участие в проекте, подростки нанизывают бусинку на специально заготовленные веревочки. Когда бусинок много, это престижно. Хотя участвовать никто не заставляет. Если хочешь, можешь хоть всю смену пролежать с книжкой.


Ответственность за самого себя


Одно из самых стойких заблуждений взрослых звучит так: подросток не может следить за собой, заниматься самообслуживанием. На первых порах в лагере можно увидеть храбрецов, гордо расхаживающих в футболках в довольно прохладную погоду. Взрослые при этом избегают прямых указаний: «Иди оденься». Вместо этого можно шутливо сказать: «Мне на тебя смотреть холодно». Конечно, в том случае, когда предстоит долгое путешествие, подростку настойчиво предлагают хотя бы взять с собой теплые вещи.
Это не относится к младшим. Дети до двенадцати лет на самом деле могут «забыть» поесть или одеться. Поэтому приходится напоминать.
В результате подросток, убедившись, что, сколько бы он ни мерз, никто его принуждать не собирается, обычно начинает заботиться о себе самостоятельно.
Важно выдержать и не заставлять. Иногда мы эксплуатируем склонность подростков к подражанию. Например, к концу первой недели, когда многие вещи уже настоятельно требуют стирки, устраиваем «День чистых людей». С утра все взрослые дружно и бодро идут с тазами и мылом к реке, чтобы затеять стирку. Вскоре к нам присоединяются подростки. Кому-то нужно было просто напомнить о такой возможности, кому-то приходится показывать, как правильно стирать руками.


Жизнь без телефона: трудно, но возможно

Стирка, конечно, для подростка гораздо более экзотическое занятие, чем возня с гаджетами, которая отнимает почти все время и часто перерастает в зависимость. Родители уверены, что их дети не могут себя контролировать, едва им в руки попадет электронная игрушка.
Перед летним лагерем мы предупреждаем, что в полевых условиях электричество дает генератор, от него будет заряжаться один телефон на всех для связи с родителями. Поэтому на время смены о гаджетах придется забыть. Они действительно разряжаются через день, и на этом история заканчивается.
Но когда мы привозим зимний лагерь в стационарные домики с розетками, приходится вводить специальное ограничение. О нем тоже всех оповещают перед началом смены. Время общения с гаджетом ограничивается, например, тремя часами в день (завтрак, обед и ужин). У нарушителей гаджеты изымаются, получить назад можно только по дороге домой. Родители на это соглашаются с энтузиазмом. А подростки все же не верят. Но когда понимают, что это вполне реально, начинают отлично себя контролировать.
В зимней смене также действует большая социально-экономическая игра и парламент, организованный участниками и взрослыми. Был принят закон, что конфискованный телефон можно вернуть. Обменять на... деревянную модель. И работа закипела! Проштрафившиеся владельцы гаджетов выпиливали и тщательно воспроизводили их облик. По три часа затрачивали, чтобы вернуть свое драгоценное имущество.
Вообще-то ответственность, некоторая свобода выбора, отсутствие необоснованных запретов и принуждения, понятные правила довольно быстро могут сделать подростков более приятными в общении людьми.


PS.

Если идеи подросткового лагеря вам показались привлекательными, подробнее узнать о нем можно на сайте команды «Поехали!»: http://parentprograms.ru и центра «Перекресток»: http://www.perekrestok.info.

Рейтинг@Mail.ru