Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Какой должна быть современная школа? Сегодня каждый директор на этот вопрос отвечает сам. Если для него важно, чтобы в школе была доброжелательная атмосфера, чтобы ребята росли добрыми и чуткими, инициативными и самостоятельно мыслящими, он старается привлечь в школу педагогов с такими же качествами: внимательных, сопереживающих, творческих, компетентных. Но с такими людьми привычная командно-административная модель управления оказывается неэффективной. Здесь, как отмечает профессор Академии социального управления А.Моисеев в статье «Система ценностей школы – важнейшее духовное основание жизнедеятельности современного ОУ» («ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ», № 4 за 2014 год), работают другие управленческие механизмы, которые многими руководителями еще не освоены. Прежде всего – механизм согласования ценностей педагогического коллектива. Начинать процесс надо с обсуждения ключевых вопросов: что есть такое человек и ради чего он живет? какие условия необходимы для эффективного становления и развития личности? какое место занимает система образования и школа в жизни человека системы образования и школы? за что школа должна и за что не должна нести ответственность? на каких принципах может быть построена школа, дающая хорошее образование в благоприятной для развития учеников среде?
Исследования психологических причин ксенофобии показывают, что, как правило, нетерпимое отношение к непохожему, непривычному в других формируется в подростковом возрасте. В этот период возникает потребность идентификации со своим и размежевания с чужими – в основе стремление подростков осознать собственные ценности, предпочтения, которые из-за особенностей возраста часто принимают конфликтный характер. Как отмечают красноярские психологи Е.Федоренко, Т.Скутина, К.Калиновская и Е.Потапова в статье «Проблема ксенофобии в образовании» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 5 за 2014 год), возникает опасность, что поляризация «свои – чужие» выйдет за границы решения возрастных задач развития, вследствие чего конфликты идентификации перейдут в конфликты ксенофобии. Последние замешены на слепой вражде к иному в другом человеке, явных предубеждениях к определенным категориям людей. В связи с этим авторы подчеркивают высокую значимость для педагогов социальных компетенций. Они провели специальное исследование, результаты которого представлены в статье. Оказалось, что, например, мальчики из 6–7 классов в описании «чужих» ровесников используют характеристики: «ни с кем не дружит», «ведет себя, как маленький», «замкнутый», «с ним нам неинтересно».
А девочки характеризуют «чужих» сверстниц так: «возвышает себя над другими», «думает, что она королева», «подлизывается к учителям», «умничает». Это помогает учителю вести разговор о толерантности.
Истории создания пространства свободного образования в школе Саммерхилл А.Нила и в «Доме Свободного Ребенка» К.Вентцеля хорошо известны. А можно ли создать что-то подобное сегодня в обычной общеобразовательной школе? Опыт школы № 975 города Москвы говорит о том, что образовательный процесс в школе может быть выстроен на принципах свободной педагогики. А началось все с освоения педагогами технологии проведения личностно-ориен­тированного урока. Но педагогам оказалось мало «взорвать урок изнутри», было решено перевести часть старшеклассников на контрактную форму обучения по истории. На реализацию этой идеи учителей вдохновили книга К.Роджерса «Свобода учиться» и фильм «Общество мертвых поэтов» Питера Уира. Говоря более конкретно, группе учеников 10 классов было предложено: изучать курс истории без обязательного посещения уроков – ребята занимались в школьной библиотеке. Они самостоятельно выбирали последовательность изучения тем, способы и формы проработки учебного материала и его презентации, сами определяли график зачетных работ, а в конце года проходили независимое тестирование по итогам изучения курса.
О том, что из этого получилось, читайте в статье А.Пименова «Ниша свободы» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2014 год). Отметим лишь, что не все прошли путь свободного обучения до конца. Но те, кто остался, впоследствии отметили, что в вузе им очень пригодились качества, которые развились во время участия в эксперименте: инициатива, ответственность, умение подбирать самостоятельно источники информации.

Рейтинг@Mail.ru