Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2014
Первая тетрадь
Политика образования

ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА


Педагогика-XXI – вызовы будущего

Нарастающие проблемы социокультурного развития формируют новую повестку образования и воспитания

Читатели, которые давно дружат с нашей газетой, хорошо знают имя доктора педагогических наук Сергея?Полякова. Одно из направлений его исследований?– анализ тенденций и прогноз векторов развития в сфере педагогики. Некоторые из?них были зафиксированы в статье о перспективах «Коллективного творческого воспитания», опубликованной в?«ПС» в 1993 году, и сегодня Сергей Данилович с помощью коллег оценивает, в какой степени реализовались очерченные?им?сценарии. Но жизнь движется дальше. Мы?приводим в?сокращении новую работу Сергея Полякова, в которой он?излагает свой взгляд на?перспективы социального воспитания. Кроме?этого, в диалоге с?автором мы уточнили некоторые вопросы, касающиеся школы и?ее роли в будущем.

Мир и человек стремительно меняются

Это попытка на опережение: спрогнозировать, какие социокультурные процессы станут разворачиваться в ближайшие 10 – 20 лет, вычленить те основания и тенденции, которые могут влиять на появление относительно новых проблем в сфере социального воспитания и постановку новых задач. 
Прогнозный диапазон делится мной на два периода: до 2022 года и 2023–2035 годы. По мнению прогнозистов и футурологов, в ближайшие десятилетия нас ожидают глобальные перемены, которые коснутся поколения сегодняшних детей: им предстоит жить, по-видимому, в эпоху нарастания социокультурных проблем (до 2025 года), а следующему детскому поколению – в разгар социокультурных бифуркаций 2025 – 2040 годов.
Социокультурные изменения имеют технологические основания (облачные технологии, био- и нанотехнологии, биоинформатика) и экономические (глобализация, область приоритетных инвестиций по-прежнему будет hard and soft в электронике, борьба за естественные ресурсы).
Они непременно влекут за собой перемены в нашей жизни. К культурным последствиям можно отнести нарастание «англоязычности», интернет-феноменов, стремление локальных культур к «самосохранению». Неизбежны и социальные последствия: новые эталоны повседневности, обострение отношений социокультурного авангарда и арьергарда; анклавы социокультурного арьергарда.
На антропологическом уровне эти тенденции, явления отражаются в «биологическом качестве» новых поколений и типовых изменениях психики. В частности, вследствие развития медицины и улучшения условий жизни растет число детей с врожденными инвалидностями и базовыми психологическими проблемами. В ближайшие десятилетия, по-видимому, будет разворачиваться «соревнование» между темпами роста этой тенденции и способностью психофизиологии, психологии, педагогики предложить массовые средства поддержки и развития таких детей.
Очевидны и психологические последствия социокультурных трансформаций. Под влиянием компьютерной реальности изменяется восприятие, его структура. Манипуляции с клавиатурой стали существенной частью жизни, и это меняет психомоторику детей (исследователи обнаружили, что тип развития моторики, проявляющейся ранее в элитном обучении игре на фортепьяно, стал почти массовым). Частью культуры становятся новые способы поиска информации, формируются новые типовые особенности «ручных» и мыслительных «действий». Развиваются новые массовые цифровые «умелости»: рисование, сочинение музыки, текстов, создание фильмов, проектирование. Развивается полилингвистическое сознание. Новые основания появляются для конкуренции, зависти, формирования образов Я и Других как следствие экспериментов с телесностью и доступности этих экспериментов.

А педагогика?

Все эти тенденции порождают новые предметы, вызовы, задачи для педагогической деятельности. Вот лишь некоторые их них: развитие визуального восприятия и мышления; информационно-коммуникативное операциональное развитие; формирование умения распознавать полезную и вредную информацию; формирование отношения к новым эталонам и формам жизни; развитие умения распознавать и понимать Других и формирование толерантного отношения к ним; формирование личностной идентичности как комплекса (системы?) всемирной, государственной, культурной и социальной идентичностей.
Как же эти общие педагогические задачи, вызовы отразятся в социальном воспитании? Какие могут быть созданы условия для ценностной ориентации школьников? Скорее всего появятся такие «социовоспитательные» задачи, как:
– работа с ценностностью нового способа видения (восприятия, мышления), его поддержки как нового основания для возможной адекватной самооценки;
– поддержка ценности операционального развития в сфере ИКТ;
– поддержка ценности умения распознавать информационное манипулирование и противостоять ему.
А также создание опыта:
– выработки отношения к социальным и культурным эталонам, в частности к молодежным субкультурным деятельностям и практикам по критериям потенциалов к развитию;
– распознавания Другого и толерантного отношения к Другому, в частности связанный с ситуациями инклюзивного и эксклюзивного образования;
– толерантного отношения к людям из различных социальных слоев, групп. Поддержка становления комплекса социальной и культурной идентичности («Я – кто? Я – с кем?») в контексте усложняющейся социокультурной сферы.
Они, эти вызовы, эти задачи уже «стучатся в дверь, но будет ли дверь открыта?». Насколько к этому готова практическая и теоретическая педагогика?
Есть несколько направлений (по Н.Селивановой), на которых стоит сосредоточить внимание исследователей. Они представлены в логике оппозиций: поликультурное и патриотическое воспитание, светское и религиозное, экологическое воспитание и воспитание человека общества потребления. В каждой паре необходим не выбор приоритетного направления, а сохранение и диалектическое развитие как в теории, так и в практике социального воспитания самих этих оппозиций.
С учетом новых нарастающих проблем социокультурного развития необходимо добавить по крайней мере еще три оппозиции: нравственное воспитание и воспитание свободного человека; воспитание человека реального мира и человека виртуального мира; человека с рациональными, естественно-научными ценностями и человека с гуманитарными, «правополушарными» ценностями.
Каковы же возможные сценарии соотношения педагогической составляющей жизнедеятельности школы и развития социокультурной ситуации? «Арьергардный сценарий»: школа «плетется» за происходящими процессами, запаздывая и пытаясь не сильно отстать. «Синергийный сценарий»: школа распознает их, поддерживает и регулирует. «Авангардный сценарий»: школа прогнозирует развитие этих процессов и более-менее их опережает, развивает. «Контркультурный сценарий»: школа сопротивляется нарастающим социокультурным процессам, пытается их запретить, вывести за пределы школы. «Сценарий стихизации»: школа не обращает внимания на развертывающиеся процессы и реагирует на них случайным образом.

Вопрос: Есть ли сегодня примеры школ, жизнь которых уже разворачивается по тому или иному сценарию?
С.П. Синергийный вариант есть в опыте одного из лицеев Йошкар-Олы. Наверняка есть в Москве – в школах с менеджерской идеологией. Определенно есть классы с классным руководителем, которые пошли в этом направлении: в Иваново, в Ульяновске. Кажется, базовые формы расширения деятельности этих педагогов две: закрытая группа «ВКонтакте» для класса, иногда вместе с родителями, и участие в интернет-проектах с другими школами, а то и странами.
Вопрос: От каких факторов зависит преобладание того или иного сценария? Какова вероятность множественности путей развития, сохранения разных тенденций?
С.П. От количества педагогов, по жизни включенных в ИКТ-культуру (это более молодые), от количества педагогов, в силу профессиональных убеждений включенных в ИКТ-культуру, от того, есть ли в эту сторону педагогическая политика в школе, замыкаются ли педагоги и школы на внешние стимулы, действующие в эту сторону (критерии профессиональных конкурсов, стимулирующая часть зарплаты, статусы...)
Вопрос: Насколько эти вызовы, проблемы, задачи – собственно российские?
С.П. «Оптимистическое» суждение: все названные тенденции и задачи коснутся и нас. Хотя при этом сохранятся и будут актуальны специфически российские темы социального воспитания: такие, как соотношение педагогической практики с бюрократизацией и патернализмом массового сознания, с нарастанием потребительской ориентации в молодежной культуре и обществе.
Пессимистическая версия: нам будет не до этих «высоких» социокультурных проблем, придется заниматься прежде всего более базовыми вопросами: обеспечением у детей чувства защищенности и принятия через создание хоть каких-то минимальных условий социального и психологического здоровья детей.
Вопрос: Если система образования не заметит вызовов времени и будет работать мимо них (сценарий «стихизация»), чем это обернется для отдельного ребенка, поколения, общества, для нее самой?
С.П. Скорее всего ничего катастрофического – двоемирие (в школе одно, в жизни другое) – вечный социально-педагогический культурный сюжет. В советские времена иногда это была нестыковка жизни с идеологией, ну а сейчас с новой культурой.
Вопрос: Ориентирует ли вхождение в школу стандартов на решение новых социокультурных задач? На словах и на деле?
С.П. На уровне задач – да, на уровне образовательной практики кое-где и весьма несистемно, а что будет с ФГОС в подростковой и старшей школе – темный лес. Скорее всего напряжение между требованиями культуры, социума и образованием будет нарастать.
Вопрос: Изменения происходят снизу и сверху. Прошлый взлет педагогической практики и науки почти 30 лет назад начинался снизу. Мощный выход на другую орбиту отдельных педагогов преодолел инерцию системы и изменил вектор ее развития. В современной ситуации это возможно (продуктивно, желательно)?
С.П. Объективно новых сфер, требующих образовательных и особенно воспитательных инноваций, три:
– воспитание с пространством интернета,
– пересекающееся с ним воспитание в контексте новых молодежных и детских субкультур,
– образование и воспитание в социально неоднородном обществе (в этническом, конфессиональном и денежном смыслах).
Кто проявится? Во-первых, молодые, для которых первое и второе само собой. Во-вторых, погруженные в острые социальные ситуации (см. историю про Макаренко, про Сухомлинского, впрочем, почти про всех великих педагогов). Но сделают ли из них социальные, медийные фигуры?– большой вопрос. Ведь только в этом случае частный случай станет вдохновляющим педагогическим прецедентом.
Вопрос: Изменится ли роль школы? Продуктивно ли уповать на такую сложную и инертную систему в сфере, где изменения нарастают стремительно? Что может школа и что ей лучше отдать другим социальным и культурным институтам?
С.П. Конечно факторы, уводящие образование из школы, накапливаются, но станет ли государство молча смотреть на эти процессы? Скорее всего в каких-то формах государство, пусть не очень целенаправленно и осознанно, будет тормозить их. Но это может быть и позитивом, и негативом для развития образования, как силы, формирующей человека государства, человека общества, человека для самого себя.

Вопросы задавала Елена КУЦЕНКО

Рейтинг@Mail.ru