Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2014
Третья тетрадь
Детный мир

Шпакова Евгения

Глина, тесто, клей, гуашь…

Как дать детям почувствовать материю и вещество отношений в классе

Кдетям сегодня предъявляется школой так много требований, что остро встает вопрос: как при этом не потерять самого ребенка с его особенностями и желаниями? Как научиться придумывать такие задания, создавать такие условия, чтобы школьная жизнь оставалась разумной и радостной для ребят? Вот дневник учительницы, которая не просто организовала в своем втором классе необычный коллективный проект, но и день за днем описывала удачи и ошибки, сомнения и догадки. Вдруг ее записки пригодятся кому-то – как материал для размышлений или как вдохновение для воплощения собственного замысла?


...Решила сделать с детьми проект. Он будет называться «Материализация стихотворений поэтов XIX века». Каковы мои цели помимо желания увлечь детей хорошими стихами?
Во-первых, дать ученикам возможность поработать в группах. Эти дети – большие индивидуалисты. На прошлой неделе было задание – выучить стихотворение в паре: разделить его на части, договориться, кто какую часть учит. В одной паре оба выучили одно и то же, в другой ребенок выучил все и настаивал на сольном выступлении, кто-то жаловался родителям, что выступление не получилось из-за партнера (мама даже высказала мне свое недовольство)...
Во-вторых, помочь ученикам создать качественный конечный продукт. Эти дети умны и любознательны, но небрежны. Не любят прикладывать усилия. Недавно украшали коробки для поделок. Некоторые, не подумав, быстро намалевали что-то (другого слова не подберешь), с гордостью демонстрировали мне свои произведения и были удивлены, что я не расхвалила.
В-третьих, дать ученикам начальный опыт проектирования. Конечно, проект придуман взрослыми, но в нем достаточно много возможностей для детей проявить инициативу: выбор стихотворения, жанра работы (макет, инсталляция, объемная аппликация и т.д.), планирование, обсуждение критериев.
В-четвертых, создать условия, в которых ученики стали бы чуть самостоятельнее, взрослее. Родители класса (основной костяк) очень активны, жестко планируют время детей (кружки, секции), поэтому ребята привыкли быть в центре внимания и не чувствуют своей ответственности ни за что.
Задачи проекта пока логично не формулируются. Примерно так: поддерживать инициативы детей; дать им возможность почувствовать, что они могут влиять на происходящее в классе; создать условия для «трудного» выбора (иногда придется отказываться от собственной идеи ради общего целого); разделить сферы ответственности детей и родителей; дать ребятам шанс получить удовольствие от вложенных усилий, коллективного творчества (как здорово друг друга дополнять!); показать им, что можно найти рациональное и в чужих идеях.

***

Сегодня делились на группы. Я указывала на ребенка и говорила: «Куда пойти этому мальчику (или девочке)?», а Валентина Васильевна (педагог второй половины дня), отвернувшись к доске, распределяла «вслепую» ребят по группам. Некоторые ребята возмущались, что не попали с кем хотели. Интересно, в прежних моих классах при случайном жребии не было такого количества искренне недовольных! Эти дети привыкли, что их желания исполняются при любых условиях.
Затем каждая группа должна была придумать название и записать свои фамилии на лист в алфавитном порядке. 2 балла за быстрое и качественное выполнение, спокойные дискуссии, 1 балл – если задание выполнено, но споры между членами команды были шумными и недоброжелательными, – неправильно выполненное задание.
Четыре команды спокойно и дружелюбно договорились.
В команде «Хоббиты» Соня устроила истерику: ей не понравилось предложенное Лешей название. Алексей пытался сохранять спокойствие. Соня кричала, что перейдет в другую команду. Пришлось остудить ее пыл: ни в какой команде не захотят принять человека, аргументы которого – слезы и крики. Постепенно Соня успокоилась, решила остаться в команде. Своего названия так и не предложила.
Команда «Коршуны» шумела, не услышала толком задания: написали свои имена, а не фамилии. Минус балл, увы.
Домашнее задание: каждый должен выбрать свое стихотворение «для материализации», попытаться представить, как можно его воплотить в материале, устно подготовить аргументы, чтобы убедить коман­ду в преимуществах своего выбора
Планирую завтра устроить обсуждение. Это займет много времени: нужно выслушать всех. Некоторые команды заявили, что уже договорились. Но все не так просто – у каждой группы должно быть свое произведение, дублировать нельзя. Посмотрим…

***

Булат прочитал «Бородино» Лермонтова, заявив, что планирует воссоздать сражение. Он явно не представляет масштаба работы.
Ксюша и еще двое ребят предложили стихи про осень. Макет представляют себе как лес с листьями.  
Большинству сложно представить, как будет выглядеть макет, – начали рисовать на индивидуальных досках цветными мелками эскизы.
Мне хочется, чтобы каждый «вложился» в свою идею, чтобы было не так легко от нее отказаться и принять чужую.
Домашнее задание: переписать на отдельный лист 8 строк из своего стихотворения. На другом листе нарисовать к ним иллюстрацию (эскиз проекта, если получится).
Завтра обсудим рисунки, сопоставим со стихами. Команды выберут общее стихотворение, которое и будут «визуализировать». Предварительно на доске напишем совместно выработанные критерии оценки работы команды и макета. Нет, сложно детям говорить о критериях, пока не попробуют поработать вместе. Перенесу этот разговор на следующую неделю.

***

Повесили иллюстрации на доску. Я читала списанные отрывки, а ребята находили подходящую картинку, аргументировали свои предположения. Я не ожидала, что дети так серьезно отнесутся к делу! Почти все рисунки выполнены тщательно. Сколько стихов выслушали внимательно и с удовольствием!
Нашлись невнимательные: рисунок и стихи поместили на один лист. Я поставила им плюс (задание выполнено), но работы вешать на доску не стала. Было видно, что ребятам обидно, им хотелось, чтобы их рисунки тоже рассмотрели все.
Далее команды выбирали одно стихотворение. В классе было шумно. Дети действительно обсуждали, аргументировали, доказывали. Всем удалось без помощи взрослых прийти к единому мнению! На чем основано согласие? Пушкинский «Анчар» привлек тем, что хорошо знаком (недавно вместе читали). «Кинжал» Лермонтова выбрали ради возможности вылепить любимых персонажей: коня и принцессу. Где-то просто подчинились лидеру. (Кстати, при обсуждении итогов проекта члены именно этой команды жаловались, что не чувствовали себя услышанными.) Команда «Осень» кидала жребий.
По договоренности с учителем рисования на его уроке команды на листочках записывали объекты, которые обязательно должны быть на макете. Подставкой станут картонные коробки. Мы (учителя) присоединялись к разным командам, обсуждая вместе с ними, задавая наводящие вопросы. К концу урока у всех были приблизительный список и набросок самого макета.
В команде «Осень» Андрей предложил ребятам обменяться телефонами, чтобы самостоятельно, без родителей, обмениваться информацией, идеями… Вполне взрослый подход (см. цели проекта)!
Домашнее задание: переписать или распечатать текст выбранного стихотворения, уметь прочитать его выразительно. Принести материал для макета. Ребята должны договориться и записать себе что-то конкретное: цветную бумагу, ткань, камни, ветки…

***

Столько всего принесли! Учительница рисования взяла к себе в кабинет две группы, остальные остались со мной и В.В. Сложно было уследить за всеми: кто-то с остервенением рвал скотч, кто-то сразу пытался отрезать от картона лишнее. Я говорила ребятам, что у нас нет задачи сделать макет за один день, но их с трудом удалось отправить на прогулку. А мы (учителя) наметили задачи на будущее:
– не давать детям сразу клеить, рисовать на картоне для макета (это трудно, они шустрее нас);
– показать им разные техники (глина, соленое тесто, папье-маше…);
– давать ученикам проявлять инициативу, отталкиваться от их идей.
Вечером, забирая ребенка, одна мама выразила желание помочь. Я попросила ее разместить на форуме информацию, как можно поучаствовать в создании макета, но только если есть желание. Тут же форум запестрел:
– Кто в команде с Вероникой? У нас проблема: нет шерсти черного цвета.
– У меня есть синтепон белый и тушь черная – можно попробовать покрасить…
– В «Иголочке» (магазин неподалеку) есть шерсть для валяния любого цвета.
Трудно объяснить. Часть родителей стремятся, чтобы их дети были лучшими, «меряются» друг с другом, даже жалуются мне друг на друга. Но при этом готовы помочь по первому слову. Они уже сейчас организовали группу для уборки класса в каникулы! Я и подумать об этом не успела.

***

Сегодня поговорили о критериях. Сначала вспомнили, как мы пытались сформулировать, что такое «читать выразительно стихи»? Потом команды (за 15 минут) обсудили и написали, как оценить макет, как – работу команды. Ребята читали по очереди свои предложения, объясняли, почему для них важен именно этот критерий.
Детям сложно сформулировать, что они имеют в виду. «Макет должен быть элегантным». В чем смысл слова? Ребенок думал, это что-то вроде «аккуратный». Пришлось прочитать объяснение в Толковом словаре. «Работа в команде должна быть порядочной». Мы сначала обрадовались этому пункту, но оказалось, имеется в виду, что на столе должен быть порядок. «Макет должен быть эмоциональным». Чтобы люди испытывали эмоции: «печальные стихи – печальный макет, радостные стихи – радостный». Это точно.
Итог долгого обсуждения и голосования.
Как оценивать макет: аккуратность, соответствие сюжету стихотворения, соответствие настроению стихотворения.
Как оценивать работу в команде: порядок и чистота на рабочем месте, совместные дружные обсуждения и работа, активность в предложении идей.
Решили, что будем пополнять список в процессе работы, если потребуется. Задача взрослых – не упустить ситуации, спорные моменты, которые могут повлиять на список критериев.
Появились критерии оценки – окрепло желание соревноваться, сравнивать достижения. Про призы так и не договорились. (После завершения проекта мы поаплодировали самой дружной и изобретательной команде, и ребята остались этим вполне довольны.)
Макеты пока выглядят ужасно. Сложно представить, что из этого хаоса что-то получится.

***

Приходили помогать родители. Одной маме удалось организовать детей, а другой проще сделать все самой. И творческий процесс не очень ей нравится – она за обычные уроки, но хочет, чтобы у дочки был макет не хуже, чем у других.
Раньше я возмущалась, что родители не уделяют внимания детям, теперь обратная ситуация, а мне опять не нравится!

***

Каждый день в классе (особенно во второй половине дня) творится что-то невообразимое – глина, соленое тесто, клей, гуашь… В.В. не только виртуозно управляет этим, но и умудряется поддерживать чистоту. Она сказала, что после определения критериев работы следить за порядком стало легче. Дети убирают охотно, так как сами сформулировали этот пункт.

***

Макеты почти готовы. Кто-то придет с родителями в выходные – доделывать. Я тоже приду. Начали мы работать над проектом заранее, но времени все равно не хватило. Надеюсь, все получится. И снова сомневаюсь…

***

Сегодня обсуждали, как устроить выставку макетов для всей школы. Сначала выбирали ведущих. Кто хочет? Подняли руки Миша, Артем, Соня и Андрей. Так как пройдет несколько экскурсий, ребята будут работать по очереди. Вместе продумали приблизительную структуру: знакомство (в какой класс пришли, из какого класса сами); рассаживание; небольшой рассказ о нашей выставке; гости рассматривают макеты (в свободном режиме), снова рассаживаются, слушают стихи (несколько групп чтецов для разных групп экскурсантов) и подбирают к ним макеты (аргументированно); угощение за прекрасную работу.
Миша хотел представить всех по именам. Провели эксперимент. Стало понятно, что это долго, да и не запомнят гости наши имена с первого раза. Задала вопрос: для чего наше пространство? Ребята ответили: самое главное – макеты и стихи. Даже так: «Важно познакомить гостей со стихами поэтов XIX века!»
Обсуждали, чем угощать гостей. Конфеты? Я сказала, что современные конфеты «не в духе эпохи». Поговорили немного о кухне XIX века. Остановились на пастиле и мармеладе.
Дети доделывают в свободном режиме макеты. Взрослые в это время судорожно дооформляют класс. Во второй половине дня пришли самые ответственные мамы – помогли убраться и расставить мебель. Мы очень благодарны – наши моральные и физические силы на исходе.
Сегодня одна мама сказала, что хочет от меня получить подробный план всего, что будет происходить на этой неделе. Для меня принципиально, чтобы ребята сами рассказывали родителям о своей жизни. Ведь мы с ними все записываем в дневники – привычные, бумажные. Если я буду дублировать информацию родителям, у них не будет повода расспросить детей. А ребятам важно научиться формулировать сообщения. Важно, чтобы они чувствовали: только они в курсе всех подробностей, потому что это их «работа». Но я в сомнениях… Может, написать хотя бы очень кратко в электронном журнале? Компромисс…

***

Утром мы репетировали нашу экскурсию. И сразу принимали у себя ребят из первых классов. Это было очень полезно для нас: первоклассники – самые открытые и благодарные зрители.
Пока одни проводили экскурсию (ведущий и чтецы), другие сидели рядом со своими макетами, отвечая на вопросы (из чего сделано? а это что такое?), третьи внимательно наблюдали за выступающими (чтобы потом высказать свое мнение). Затем выступающие шли отдыхать в коридор, наблюдатели становились ведущими, отдыхавшие в коридоре садились рядом с макетами… Всего было 4 группы, которые по кругу менялись ролями.
Выставка пользуется успехом.

***

Макеты получились все замечательные, осталось решить, какая команда лучше работала.
У ребят из одной команды порой противоположные мнения: два восторженных отзыва, третий говорит, что ему было плохо – его не слушали. Жалобы на тех, кто явно мешал, а не помогал. Как ни странно, деловые претензии не мешают личной дружбе. Более того, «неудобных» сотрудников по-прежнему берут в команду. Не столько потому, что они сделали выводы из критики, сколько потому, что остальные научились приспосабливаться к трудным характерам одноклассников. В конце концов, у многих талантливых людей сложная натура.
Ребята отметили, что работа оказалась труднее, чем казалось поначалу. Бывали моменты сомнений. Но как здорово, что все получилось! Никто не ожидал таких масштабных, ярких, разнообразных макетов. Но что с ними делать дальше? Решили передать в дар детскому саду. Малыши приходили на экскурсию, им понравилось. Значит, наш подарок их порадует, окажется небессмысленным.
Для меня самое главное, что мы все (и я в первую очередь) получили удовольствие от процесса. И конечно, опыт совместной работы. Каждый что-то придумывал, делал. Каждый брал на себя ответственность. Это происходило само собой. Проект долгий – лидеры периодически заболевали, руководство ложилось на плечи «тихонь». И они справлялись – ради общей пользы.
В сущности, ребята почувствовали себя творцами собственной жизни. Столько всего интересного можно сделать самим, не ожидая подсказки взрослых. Особенно если хочется делать.

Рейтинг@Mail.ru