Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Витковский Анатолий

Выпускник, прихвати портфолио!

Эксперты представили ближайшие новации в системе оценки качества образования

На конференции «ЕГЭ-2014: ожидания, проблемы и решения», организованной центром «MAXIMUM» и компанией «Учеба.ру», обсуждались методологические и практические вопросы подготовки школьников к единому экзамену, а также перспективы развития системы оценки качества школьного образования.

Акцент – на индивидуальные достижения

По всей вероятности, говорил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев, с 2015 года начнется учет портфолио при приеме в вузы. Структура портфолио пока обсуждается, но в кругу экспертов популярна такая позиция: примерно половина балльного веса портфолио – средний балл школьного аттестата. Вторая половина – индивидуальные достижения школьников. 
Тему развил ректор МГПУ Игорь Реморенко, подчеркнув, что в Законе «Об образовании РФ» появилась формулировка, говорящая о необходимости учета индивидуальных достижений учеников при завершении среднего общего образования и переходе на ступень профессионального образования. По всей видимости, вузам будет объявлено, какого рода дополнительные испытания в ряду олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов вуз будет учитывать в качестве индивидуальных достижений. И у вуза будет определенный диапазон – 10–15 баллов – для учета тех или иных индивидуальных достижений абитуриента. «В этом смысле оценка, если угодно, достоверности индивидуальных достижений станет вопросом компетенции вуза», – считает Игорь Реморенко.

Выборочные мониторинги

Сами контрольно-измерительные ма­териалы ЕГЭ тоже будут меняться. И тренд здесь, по мнению И.Реморенко, совершенно очевиден: будет появляться все больше заданий, которые требуют умения мыслить, анализировать и высказать собственную точку зрения. Соответственно будет сокращаться количество сугубо репродуктивных заданий. Следующая тенденция – введение различных выборочных мониторингов качества образования в начальной и основной школе на основе особых контрольно-измерительных материалов. Их проведение предопределено соответствующей статьей закона об образовании и со временем, как отметил И. Реморенко, эта практика будет нарастать, поскольку это общемировой тренд. Причем мониторинги качества образования будут создаваться не только на федеральном уровне, но на региональном, муниципальном и школьном. В них заинтересованы все, а значит, будет развиваться рынок в сфере организации мониторингов педагогических измерений. «Во многих странах в порядке вещей, когда школа при внедрении новых образовательных программ обращается к специальным организациям либо консультантам для проведения образовательного аудита», – подчеркнул Реморенко. Пора уже обратить внимание на статью Закона «Об образовании в РФ», которая называется «Сетевое взаимодействие». Это взаимодействие может проявляться по-разному. Например, когда определенную часть учебного процесса школы будут доверять представителям других институтов. За этим открывается некая новая образовательная реальность, которая будет влиять на систему оценки качества образования.

Сохраняем здравый смысл

Оказывается, даже СанПиНы не догма. Игорь Реморенко озвучил одну только таблицу о питании детей, в которой 50 значений. А общее количество параметров, которые должен обеспечить руководитель образовательного учреждения, следуя всем санитарным правилам и нормам, порядка пяти тысяч – вплоть до замера высоты, на которой должен висеть огнетушитель. Спрашивается, когда ему думать о новом качестве образования?
Между тем в Великобритании регулирование основано на принципиально иной методологии: «От родителей получают и затем фиксируют информацию об индивидуальных пищевых потребностях ребенка, включая культурные, религиозные, лечебные особенности питания, и эти потребности потом удовлетворяются». Педагоги и родители договариваются – и все. Это совершенно другой регулятор и, следовательно, другая система оценки качества, которая в большей степени апеллирует к человеческим интересам и потребностям, к нашей способности делать выбор и отвечать за свои решения.
…В общем, идей, как всегда, хватает – прекрасных, пока дело не доходит до воплощения.

Рейтинг@Mail.ru