Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Психологи отмечают: повышенная тревожность учеников стала сегодня одним из главных факторов школьной не­успешности. Если у школьников 70-х – 80-х годов это состояние отмечалось только в начале школьного обучения, то последующие поколения испытывали его уже не только в возрасте 7–10 лет, но и 11–12 и даже в 13–14 лет. Интенсивность и разнообразие негативных переживаний, к сожалению, тоже возросли.
Что же в школе больше всего тревожит учеников? На этот вопрос отвечает исследование, проведенное сотрудниками кафедры возрастной психологии МПГУ. Результаты представлены в статье Т.Авдуловой, С.Запышнюк и М.Майсурадзе «Возрастная динамика школьной тревожности» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 1 за 2014 год).
Как показало исследование, у пятиклассников высокая тревожность чаще всего связана с ситуациями самовыражения – 32% детей; страха проверки знаний – 28% детей; страха не соответствовать ожиданиям окружающих – 26% детей. В шестом классе тревожность несколько снижается, а в седьмом снова возрастает, в основном из-за увеличения доли учеников со средним уровнем тревожности.
Авторы акцентируют внимание на том, что 63% семиклассников испытывают тревожность в отношениях с учителями. В восьмом классе ребят уже меньше пугают ситуации самовыражения и проверки знаний, однако напряженность в отношениях с учителями еще более усиливается. Средний уровень тревожности в общении с педагогами проявился у 79% (!) восьмиклассников.

Очевидно, что профессионализм учителя во многом определяется его способностью пробудить и поддержать интерес детей к учебе. Но как учителю определить, насколько развита у него эта способность? Один из методов самодиагностики описан в статье заведующей кафедрой педагогики дополнительного образования МИОО Л.Буйловой «Анкета ”Уровень профессиональной компетенции классного руководителя в формировании и поддержании высокой учебной мотивации обучающихся”» («ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ», № 1 за 2014 год).
Чтобы составить более точное представление об уровне своей готовности к работе с мотивацией школьников, автор предлагает классным руководителям ответить на ряд вопросов. В частности: создаете ли вы ситуации, в которых проявляются лидерские качества учеников? Допускаете ли возможность внесения изменений в образовательную программу по инициативе школьников? Есть ли у вас опыт подобных изменений? Обсуждаете ли вы с учениками организационные вопросы и вопросы содержания деятельности учебной группы, класса? Считаете ли вы, что активность детей при освоении образовательных программ должна быть направлена на достижение их жизненных целей?

Современного учителя трудно представить без владения интернет-технологи­ями. Многие педагоги создают собственные сайты, ведут блоги. Но, к сожалению, зачастую активность учителей в сетевом мире быстро затухает, поскольку они не чувствуют интереса к своему интернет-ресурсу со стороны коллег и не знают, как привлечь их внимание. А на самом деле – как? Об этом статья Е.Якушиной «Учитель осваивает сетевые технологии: это необходимо для профессионального роста» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2014 год).
Автор описывает главные слагаемые популярности сетевых ресурсов: соответствие содержания поставленным целям и за­дачам (назначению ресурса), качество и достоверность контента (информационного наполнения), актуальность информации для потенциальной аудитории, регулярная обновляемость контента, простота и понятность навигации, создание благоприятной для общения среды, в частности, возможность участия в дискуссиях и написания комментариев.
В качестве примеров успешных интернет-ресурсов Е.Якушина приводит сайт сельской школы во Владимирской области http://shkola-berezniki.ru (школа маленькая, 50 учеников, однако разработчикам сайта удалось создать ресурс, имеющий высокий рейтинг и хорошую посещаемость), сайт учителя русского языка и литературы средней школы № 14 города Апатиты Мурман­ской области А.Плужниковой «Записки классной мамы» http://klassmama.blogspot.ru и блог педагога средней школы № 6 города Владимира А.Кутузовой http://odinmig.blogspot.ru.
Автор также дает ссылки на специальные автоматизированные рекламные системы, которые можно использовать для продвижения своего сайта: www.seopult.ru , http://direct.yandex.ru , http://begun.ru/, http://adwords.google.ru.

Рейтинг@Mail.ru