Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Зотова Екатерина

Вальс с неограниченными возможностями

Настоящие формы инклюзивного образования возникают там, где действует вдохновение, а не принуждение

Учитель знает, что дельные методические идеи обычно обретаются не в ровном поле привычной деятельности, а где-то на стыке, на границе предметных полей. И он охотно смотрит не только на работу «смежника», но готов привносить в свою деятельность приемы и способы работы психологов, коррекционных педагогов, преподавателей искусства и спортивных тренеров. И проникаться новым отношением к ребенку...

Шагнуть за пределы возможностей

В этом году проводился Международный благотворительный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance», и в декабре состоялся заключительный гала-концерт в атриуме Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Танцевали люди с ограниченными возможностями здоровья и волонтеры. Примерно половина выступавших – детские коллективы. На их долю выпали самые продолжительные овации, самые громкие крики «браво!». И дело тут не только в возрасте и обаянии, но и в бесшабашной готовности ребенка шагнуть за пределы собственных возможностей.
Вот танец «Старший брат» дуэта воспитанников циркового коллектива «Надежда» из города Абинск Краснодарского края. У обаятельного и легкого Вити Шумилова, исполнившего роль старшего брата, нет кисти правой руки, однако он лихо выполнял сложные акробатические сальто и при этом по-братски оберегал партнершу, хрупкую Лизу Чиркову.
А вот «веселые ковбои» – Валерия Богомолова и Илья Гладкий из Череповца, они представляют танцевальный коллектив «Ступени». Задорная девчушка с явным удовольствием кокетничала с напустившим на себя суровость ковбоем. А тот с трудом сдерживался, тщетно пытаясь не поддаваться ее обаянию. Этому захватывающему состязанию ничуть не мешала Илюшина коляска. И в целом далеко не всегда, глядя на танцоров, можно было угадать, «у кого что болит».
Участники хореографического коллектива «Отражение» из Нижнего Новгорода, блестяще исполнившие номер «В стиле танго», выглядели на сцене абсолютно уверенно. Только из информации об этом ансамбле можно было узнать, что ребята учатся в школе для слепых и слабовидящих детей. Хореография в этой школе – обязательный предмет с 1 класса. Этим и объясняется фантастическая слаженность движений юных танцоров.
По-другому включают детей в танцевальное действо педагоги студии «Танцующий дом» из Москвы. На гала-концерте они представили веселый номер «Карнавал», в котором, как на настоящем карнавале, каждый смог выбрать себе роль по вкусу и возможностям. Не исключено, что малыши воспринимали происходящее как увлекательную игру.
А для организаторов Детского реабилитационного танцевального проекта «Преодолей-ка!» танцы вообще не главное. Проект возник на базе Благотворительного центра активной реабилитации инвалидов «Преодоление», который, помимо прочего, выпускает инвалидные коляски активного типа, рассчитанные на самостоятельное перемещение по городу. Танец в этом проекте – лишь средство формирования полноценной, независимой личности.
С Дмитрием Сенюковым, генеральным директором центра «Преодоление», я разговаривала еще весной 2011 года, тогда он сказал мне:
– Мы не выбираем тех, у которых форма заболевания или травмы полегче. У нас, например, занимается парнишка с довольно сложной формой ДЦП. С ним работают в паре хореограф и психолог. Сначала мальчика настраивают психологически, потом идет отработка элементов. За полгода он вырос до того уровня, когда уже можно выходить на сцену – феноменальный результат!
И вот теперь я вижу этого мальчика на гала-концерте, он признанный солист ансамбля, а в жизни – общительный, уверенный в себе человек.

Инклюзия по-настоящему

Инициатор проведения фестиваля «Inclusive Dance» – руководитель Центра социокультурной анимации «Одухотворение» Леонид Тарасов. Он профессиональный танцор и педагог. Для него, да и для всей его команды, главное слово в названии фестиваля – inclusive. Да-да, та самая инклюзия, о которой сегодня в педагогических кругах столько говорят. А Леонид Тарасов еще в 2002 году был уверен, что первое условие осуществления инклюзии – общий язык. Он может быть любой, но поскольку самому Леониду была близка хореографическая культура, танец и стал в его «Одухотворении» языком общения молодежи с инвалидностью и без нее. Результат налицо: инклюзивное пространство на фестивале и вокруг него создавали прежде всего волонтеры – десятки молодых людей разных профессий, влюбленных в танец.
Как воспринимают инклюзивный танец волонтеры центра «Одухотворение»? Ответ я получила у Юлии Черепенниковой:
– Бальный танец – проекция отношений между людьми, между мужчиной и женщиной, совершенно потрясающая школа коммуникации. Танец создает пару, маленький коллектив единомышленников, в котором без взаимности ничего не получится. Это главное: взаимодействие, взаимопомощь, взаимопонимание. Самое существенное, что рождается, – доверие. Для наших ребят – первая необходимость.
…В общем, сколько ни повторяй слово «инклюзия», каких схем, моделей, стандартов ни строй, дело не сдвинется, пока люди на себе не прочувствуют ценность общения с «другим», разительно отличающимся, но по-человечески равным. Тогда они с благодарностью отнесутся к поискам коррекционных педагогов, которым все-таки удается найти основы естественного объединения разных – в равные. Это не только про фестиваль, это емкая формула успеха любого педагогического пространства, в котором принципиально важно видеть то, что нас объединяет, – человечность.

Рейтинг@Mail.ru