Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Меркулов Филипп

Чтобы рамки программы не стали границами знаний

Учительские ответы на вопросы учеников как дидактический инструмент

Сегодня учитель сосредоточен одновременно на двух не всегда близких задачах: подготовка к ЕГЭ и изучение предмета. При этом нужно удержать в поле зрения и еще одну, самую ускользающую цель – ученика, его интересы. Кажется, что проблема эта нерешаема.  А что, если все-таки попытаться хотя бы отчасти ее решить?

Вступление и финал

Приступая к новой теме, мы тщательно продумываем вступление. Обязательно скажем, что тема «важная, трудная, встречается в части А (или В)». Не забудем упомянуть, какое большое место занимает в нашей культуре, например, автор романа или сколько технических изобретений не состоялось бы, не будь открыт этот закон физики (изучены особенности химической реакции). И самое существенное: «Вы теперь сможете, сумеете, поймете, научитесь рассчитывать…»
Но по мере освоения понятий и формулировок, выполнения множества упражнений исходные установки несколько забываются. Завершая раздел, ученики, как правило, пишут только тест, контрольную с элементами экзаменационных заданий. То есть проверяется, насколько освоен классом стандарт, насколько выучен материал. А где же обсуждение того, на что мы обращали внимание детей, начиная тему? Изменилось ли как-то их восприятие окружающего мира, самих себя? Жаль тратить силы на разговоры о том, что невозможно оценить в баллах? Наверное, поэтому максимум, что мы делаем – обозначаем перспективу: связь пройденного со следующим разделом программы.
Конечно, в старших классах мало времени на устройство фестивалей науки, осуществление и презентацию исследовательских проектов. Но хотя бы подвести итог начальным замыслам и обещаниям можно успеть. Припомнить, как изменилось восприятие обыденных вещей, понять, что изменилось в тебе самом. Это должно быть обязательной частью заключительного урока по теме. До или после контрольной.

Опрос и вопрос

На уроке мы обычно задаем вопросы двух видов: вопрос-опрос и вопрос настоящий. Для участия в опросе ученик должен владеть определенной информацией, следовать четкому алгоритму. Для ответа на вопрос ему придется соотнести свойства различных систем, выстроить связи, цепочку рассуждений. Конечно, нам стоило бы почаще задавать вопросы. Однако, увы, приходится отрабатывать до автоматизма определенные схемы: они должны выскакивать у ребенка мгновенно, без раздумий. Поэтому снова и снова мы спрашиваем уже очень взрослых учеников: сколько «н» пишется в суффиксе, куда смещается химическое равновесие в системе… Это 85% всех наших обращений к классу (посчитано психологами). От детей требуется самое несложное, но и самое скучное: вспомнить определение и применить его или посчитать, исходя из формулы.
Хотя для поддержания интереса к предмету вполне достаточно, если каждый четвертый учительский вопрос будет связан с многоступенчатым размышлением, потребует не быстрого ответа, а версий, догадок, сомнений.
Еще одна особенность: в интересах экзамена обсуждается и повторяется весь курс. Но ведь у всякого учителя есть любимые темы, есть и то, к чему проявил интерес данный класс. Когда на подобные увлечения отводится время, по поводу актуальных проблем возникают обсуждения, спровоцированные вопросами педагога, значимость предмета, науки, человеческого любопытства в глазах детей увеличивается.

По форме или по существу?

По детским вопросам на уроке можно довольно точно понять, в каком направлении мы движемся более энергично: готовимся к экзамену или изучаем предмет. Если главное, что интересует класс, это входит ли данный тип задач или данное правило в ЕГЭ, значит, именно страх испытания или честолюбивое желание похвастаться оценками заставляют ребят сидеть над учебниками. Мы к этому стремимся?
Однако бывает, что в ответ на сакраментальное «а это нужно для теста?» педагог, с облегчением или сожалением, сообщает: нет, на экзамене вам такое не пригодится. Можно на этом диалог завершить и двигаться дальше по намеченному плану. А можно продолжить. Объяснить, к примеру: вот теперь, когда мы разобрались в свойствах пластмасс, вы понимаете, что происходит, когда выбрасываются в лесу или в море полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки. Медленно, годами пластмасса отравляет землю, воду. И попытка сжечь оставшуюся после пикника пластиковую посуду – плохая идея. Вы же видите, как действует на пластмассу высокая температура.
Такой ответ – восстановление иерархии, напоминание: есть то, что само по себе важно. Хотя и не упоминается в КИМах.
Близкий по смыслу детский вопрос: «Это нужно учить наизусть?» Про коэффициенты, формулы, значения… Естественно, любой ребенок хочет успешно справиться с ближайшей контрольной или итоговым тестированием. Но в то же время за этим вопросом – попытка понять правила игры, границы своей ответственности. Хотя в центре обсуждения система внешнего оценивания, которой нужно соответствовать, прозрачность ситуации позволяют ученику чувствовать себя более свободным.

Варианты возможны

Конечно, самые приятные для нас – вопросы школьников, вызванные желанием разобраться в теме. Прекрасная возможность углубиться в предмет, забыв о посторонних материях. Важно не упустить шанс.
Урок химии, ребята обсуждают проведенную лабораторную работу. У них получились довольно необычные результаты. В чем дело, какая реакция произошла? Вдруг вопрос: «А такие значения могут быть в ЕГЭ?» Короткая реплика педагога: «Нет, на экзамене вам такое не предложат». Перед нами – перевод диалога исключительно в практическое русло. И уход от возможного разговора о соотношении эксперимента и теории, о том, как все в природе устроено.
Слишком частое напоминание о внешней рамке как самой значительной, не подлежащей обсуждению, к сожалению, меняет отношение к работе не только у школьников, но и у преподавателей. Даже вполне обобщенные вопросы учитель начинает воспринимать как желание ребенка получить инструкцию для выполнения экзаменационных заданий.
Пример иного рода: ученик пишет на доске формулу иона в непривычной последовательности. Недоумение в классе: «Разве так можно?» И главное беспокойство: «Такой ответ будет засчитан как правильный на ЕГЭ?»
Короткое «да» – проблема исчерпана. А ведь можно найти повод к продолжению обсуждения – про строение частицы, про принятые в культуре нормы записи, про возможность выбора и личные предпочтения. С точки зрения подготовки к экзамену это, конечно, лишняя информация, ведь возможность выбора не способствует автоматизации навыков. Но с точки зрения понимания существа дела такой комментарий просто необходим: у каждого человека должно быть право подумать и принять собственное решение.
Часто преподаватели, отвечая на детские вопросы, замечают: «Для решения заданий ЕГЭ (ГИА) этого достаточно, но по-настоящему бывает…» И здесь начинается серьезный разговор. Если ребята с удовольствием участвуют в нем, значит, им важен не только формальный итог, их интересует сам предмет. Это можно считать личной педагогической победой.
Даже выходя за рамки стандарта, учитель тем не менее вынужден его учитывать. И если детский вопрос возникает из опыта, наблюдения, всегда можно показать, что новое знание пригодно и для решения тестовых заданий. Ученик: «Получается, если изменить температуру, реакция сместится…» Учитель: «Да, и теперь вы понимаете почему. Кроме того, это типичное задание части А». Не «знаете и способны применить», а – «понимаете».

Не здесь и не сейчас

Бывают ситуации, когда ученик, не получив немедленного ответа, не расстраивается, а скорее гордится. Первый случай: вопрос касается одной из непройденных тем. Можно пообещать разобраться с проблемой на следующем уроке. А еще отметить интуицию, логику спрашивающего. Его способность предугадать развитие темы.
Второй случай – вопрос из разряда неожиданных, трудноразрешимых. И если педагог не растерян, а удивлен («никогда не думал»), доволен («интересно поломать голову»), ученики, вероятно, тоже меньше будут бояться трудных вопросов, ошибочных версий, необходимости взять время на раздумье, собрать дополнительный материал. Для теста это не очень хорошо. Зато в остальных ситуациях – отлично!


Идеи для...

Телега впереди лошади 

Обычно ученикам предлагают выполнить тестовые задания в формате ЕГЭ в конце изучения темы для проверки освоенного, закрепления пройденного. Однако Анна Надина, учитель истории и обществознания из школы города Черемхова (Иркутская область), порой именно с КИМов начинает знакомство с новым материалом. Конечно, в такой ситуации тесты решаются не индивидуально – по группам. И это не контрольная работа, а совместный поиск информации, анализ разнообразных источников (учебник, законодательные документы).
Каждая команда получает целый комплект вопросов (из частей А, В и С) – по одному из разделов только что объявленной темы. В распоряжении ребят учебники, сборники законов, Российская Конституция. Им придется не просто выбрать правильный вариант ответа, вписать нужные слова, но и аргументировать свою версию ссылкой на обнаруженную законодательную норму. Это как раз тот случай, когда вариант выбирается не случайно, не методом «отказа от очевидных глупостей» или «случайного тыка», а вполне сознательно, с возможностью понять (не только запомнить), откуда берутся правильные ответы.

Игра – это серьезно

Московский педагог Петр Петриченко предлагает подуставшим от серьезности и ответственности старшеклассникам сыграть в азартную «орфографическую гонку», проверяющую практические навыки грамотности и знание стандартных формулировок – не хуже диктанта.
Первый игрок выходит к доске, называет любую орфограмму, пришедшую ему в голову, и записывает пример, комментируя выбор написания. Остальные ученики в тетрадях (на листочках) придумывают свои слова на то же правило. Кто ничего не припомнил, списывает с доски. Расплата за подобную «несамостоятельность»?– минус половина или четверть балла от желанной пятерки при итоговой проверке. Второй ученик выходит к доске уже с совершенно другой орфограммой. Затем третий, четвертый…
Правила исправления ошибок игроков непостоянны. Иногда учитель сам стирает с доски неправильный пример, иногда для этого выбираются в классе «особо грамотные» – корректоры.
Вообще игровые формы подготовки к ЕГЭ эффективны не только с точки зрения закрепления предметных знаний, но и психологически. Если мы тренируемся играючи, то и экзамен, наверное, не так страшен.
Вот известный «ерундопель». Отличное средство для заучивания сложных терминов: на одной стороне карточки пишется умное слово и три варианта определения. Правильный ответ написан на обороте.
Ничуть не хуже «цитатометр»: на одной стороне известная цитата, формула, правило, в которой пропущено ключевое слово, словосочетание, на обороте?– то, что нужно угадать игроку.
Конечно, не педагог изготавливает игровой материал. Это поручается ребятам. Если каждый в классе сделает хотя бы пару карточек, получится толстая пачка заданий.

Рейтинг@Mail.ru