Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ


Александрова Екатерина

Самосохранение учителя: как не растратить впустую профессиональный капитал

Учимся выходить из состояния бессмысленных перегрузок и навязанных задач

Симптомы усталости, которые воспринимаются как ощущения «не в себе», «я вышел из себя», «все делаю на автопилоте», «себя не узнаю», можно перечислять долго, но что делать, если ничего делать не можешь и не хочешь? И как не дойти до жизни такой?
Сегодня разговор пойдет не о внешних факторах, зависящих от объективных обстоятельств, на которые мы не можем повлиять, либо от обстоятельств субъективных, но тоже не поддающихся коррекции с нашей стороны – как начальство, которое не выбирают.
Начнем с себя. Это и труднее, и проще. Труднее, потому что предъявлять претензии к себе вообще тяжело. Проще, поскольку обратную связь с собой мы всегда получим, мы все же рядом с собой, хотя до себя достучаться подчас тяжелее, чем до другого человека.

Nosce te ipsum – познай самого себя

А мы знаем, кто мы в себе? К кому нам возвращаться? Надо ли возвращаться к такому себе? Или стоит вернуться к себе другому? И какой путь для этого наиболее оптимален?
Мы выходим из себя и безумно устаем в том случае, если у нас есть сомнение в себе, в том, правильно ли поступаем и вообще как надо поступить, и главное, надо ли? А если надо, то кому?
Получается, что если мы знаем и принимаем себя в профессии, уверены в своих профессиональных знаниях и навыках (пардон, компетенциях!); если определи направление дальнейшего пути нашего личностного и профессионального становления или развития; если уже отобрали и успешно опробовали оптимальные для нас тактики и стратегии индивидуального поведения в образовательном пространстве, то тем самым мы выстраиваем для себя защиту от расставания с самими собой.
Отсюда спасение наше – в самопознании, самопонимании, при необходимости – в самокоррекции и как результат – самопринятии. То есть нам необходима профессиональная позиция.
Помните, у Макаревича: «В такие дни я был с собой в разлуке/ И никого помочь мне не просил»? Вот именно это – никого не просить помочь – одна из причин актуализации у педагогов проблемы самосохранения. Мы готовы перечитывать тонны литературы ночь напролет, чтобы найти ответ на неожиданный вопрос ученика, заданный нам «не по адресу», вместо того чтобы честно признаться, что в данном проблемном поле мы некомпетентны, и посоветовать ему обратиться к «узкому» специалисту. Мы боимся признаться в собственной некомпетентности, что порождает страхи и как следствие – многие психологические блоки. Мы боимся обратиться к коллегам, чтобы не быть высмеянными и не получить отказ. Мы боимся потерять свой авторитет в глазах учеников и еще много, много чего.
Но мы можем попросить самих себя определить, какие черты нашего характера помогают, а какие мешают чувствовать себя самодостаточными, спокойными. Можем, обратившись к книгам и тем же «узким» специалистам, просчитать, что для нас является рисками, а что – ресурсами, и нельзя ли первое обратить во второе.

Пойди туда – не знаю куда и принеси то, не знаю что…

Говоря о сегодняшней ситуации в образовании, приходится признать, что это ситуация полной неопределенности и рассогласованности:
– надо готовить учеников к тому, чтобы они продемонстрировали метапредметные результаты образования, а проверять «на выходе» только предметные результаты…
– как определять личностные результаты образования учеников? (От себя добавлю – рада, что до сих пор нет ответа на этот вопрос, поскольку тогда мы встретились бы с неопределенностью этического плана)…
– почему требования к нашей профессии, приведенные в одном документе, отличаются от того перечня компетенций, которые заявлены в другом документе?..
Каждый из нас легко продолжит список противоречий, и он окажется длинным.
Ситуации неопределенности и рассогласованности могут порождать чувство беспокойства у педагогов, поскольку именно им необходимо четко и своевременно реагировать конкретными профессиональными действиями на абстрактные и противоречивые подчас нормативы профессиональной деятельности.
Отметим (с улыбкой), что нет худа без добра. В данном случае для педагогов, которые проработали больше пяти–семи лет, сегодня существует реальная возможность ощутить себя молодыми, поскольку мы должны опять пройти путь профессионального самоопределения, о чем я писала в предыдущей статье («ПС» № 16 от 2013 г.). И опять можем сами себе ответить на вопросы: зачем мы работаем в системе образования? что нас устраивает в образовательной организации? а как мы можем улучшить эту ситуацию? а мы этого хотим?!

Потребности надо удовлетворять! 

Мы хотим. Кушать, кофе, хотим быть уверенными, что нас никто не обидит, хотим быть любимыми, хотим поболтать с коллегами, хотим, чтобы нас уважали, хотим, чтобы признали наши способности и возможности, хотим понять смысл своей деятельности. То есть все то и, главное, в той последовательности, как это констатировал в своей теории А.Маслоу. Когда потребности не удовлетворяются, мы чувствуем себя голодными, раздраженными, обиженными, отвергнутыми, недооцененными. И если не удовлетворяются потребности низшего порядка (физиологические), то человек не может глубоко задуматься над проблемами высшего порядка (это тоже по А.Маслоу). С последним можно поспорить – «поэт должен быть голодным», но поспорить не сейчас и не здесь.
Здесь мы подумаем: что мы (а не администрация!) сделали для того, чтобы наши потребности были удовлетворены?
Выделяем ли мы время, чтобы поесть, посетить на перемене туалетную комнату? Что нами сделано для того, чтобы избежать агрессии со стороны других участников образовательного процесса? Осознаем ли, какова наша потребность в общении с коллегами, и нормируем ли ее? Понимаем ли, насколько важна социальная группа, и что делаем, чтобы нас признали и приняли? Стремимся ли проявить авторство в отношении тех или иных аспектов своей педагогической деятельности или смирились с судьбой репродуктивного педагога? Приняли ли ценности и уклад данной образовательной организации? Определили ли для себя смысл профессиональной жизни?
И самый важный вопрос: если наши потребности удовлетворяются, не приносит ли это дискомфорт ученикам и коллегам?

Что выводит из себя?

Есть еще один аспект проблемы самосохранения педагогов: та субъективная причина, которая повлияла на то, что сегодня «нас в себе нет», когда мы выступаем в профессиональной роли.
Задумаемся и попытаемся вспомнить момент или некий временной период, когда началось это состояние.
Может, когда мы поняли:
– многое из того, что мы решили сделать и считаем важным, нужным, значимым и необходимым, то, на что мы тратим массу сил, эмоций и времени, в действительности никому не нужно…
– и прежде всего не нужно нам самим…
– все, что мы должны сделать в силу функциональных обязанностей и понимания профессиональной собственной миссии, сделать невозможно, ибо не хватает времени, а задания и просьбы все поступают и поступают…
– мы перегружены без предела, и наступает запороговое состояние усталости и безразличия, из-за чего мы отправляемся к чайнику и плюшке…
– мы не умеем сказать «нет» коллегам, которые любят говорить «ни о чем», когда мы настроились на выполнение важных профессиональных дел. Это, возможно, связано с тем, что в России, по мнению Л.Володарского, не существует аналога английского понятия «privacy» – права человека на личную жизнь и на границы, которые никто не может нарушить…
– мы не в состоянии подчас разграничить личное и профессиональное, в результате личные проблемы начинают влиять на восприятие профессиональных обязанностей…
– мы не умеем структурировать свое рабочее время…
– мы проявляем менталитет «классной мамы» («Я – мама для моих учеников»): гиперопека учеников при внушенной еще с института уверенности в том, что мы «мамы», «незаменимые значимые взрослые», а школа – «второй дом» для каждого ребенка, несмотря на то что он может быть и из вполне благополучной семьи. Это, в свою очередь, приводит к нашему неумению быть для детей значимой, но заменимой.

Самосохранение

Б.Гржимек цитировал африканскую пословицу: «Чтобы сделать что-нибудь, надо совсем немного сил; а вот чтобы решить, что именно нужно сделать, нужна действительно огромная сила». Да, мы можем прочитать книги, статьи и пройти тренинги по тайм-менеджменту – это в наших силах. Да, мы можем научиться говорить «нет», точно аргументируя свою позицию. Да, мы можем научиться в день уделять себе время, помня, что, как писал Л.П.Гримак, человеку, чтобы нормально функционировать, необходимо лишь двадцать минут в сутки спокойного одиночества.
Мы можем начать регулярно практиковать разнообразные психологические упражнения, рассылать друг другу по электронной почте «поддерживающие» презентации, рисунки, стихи, музыку, анекдоты...
Приведу те советы, которые предложили и успешно опробовали педагоги, на себе испытавшие необходимость регулярно практиковать упражнения по самосохранению.
По их мнению и опыту, для самосохранения в профессиональных ситуациях необходимо научиться:

переводить все в шутку;
ответить себе на вопрос: а как я посмотрю на это событие из моего будущего, лет эдак через 15? Значимо ли оно для моей жизни в целом? Или отнести его в разряд «суета, недостойная моего внимания»;
сделать паузу и «тянуть ее как можно дольше» (С.Моэм, «Театр»);
отвлечься/переключиться: погладить зверюшку, пойти вкусно поесть;
предъявить свои чувства хорошему собеседнику – «выговориться»;
сделать «себе любимому» что-либо приятное;
дать агрессии выплеснуться, не пропустив ее при этом в себя. Способы различны: постирать вручную белье, побить посуду, сделать пробежку, заняться гимнастикой;
обратиться к себе с вопросом: а чего это я так ору? И ответить на него письменно. Выделить главное, а остальное – зачеркнуть. Определить истинную причину и прописать способ ее устранения;
вымыть голову и сделать прическу;
отключиться и лечь спать.

Итак, самосохранение надо начинать с само. Необходимо обеспечить себе выход на индивидуальную профессиональную позицию за счет своих ресурсов.
Потом обратиться за помощью и поддержкой к окружающим и поработать в режиме самосохранения. Совместность обеспечит нам выход на индивидуальную профессиональную позицию за счет групповых ресурсов.
И наконец, благодаря этому работать с самосохранением. Хранением себя в режиме уважения совместности с другими.
Удачи нам всем на этом весьма нелегком пути!

Рейтинг@Mail.ru