Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Первая тетрадь
Политика образования

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Поликарпова Дарья

Развитие системы СПО: в чем ключ к успеху?

Результаты мониторингов показывают, что залог высоких конкурсов в колледжи – высокая доля малого и среднего бизнеса в экономике региона

На днях в рамках проекта «РИА Новости» «Социальный навигатор» был представлен рейтинг региональных систем среднего профессионального образования (СПО) в России. Исследование было проведено при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования. Представил результаты исследования исполнительный директор ассоциации Марк Агранович. 

Экономика или бизнес: кто влияет?

«Несмотря на то что каждый родитель прочит своему ребенку учебу в университете, среднее профессиональное образование становится сейчас все более востребованным, – говорит Марк Агранович, – и не только рынком труда, но и семьями учащихся».
Для описания ситуации были выбраны всего два критерия: востребованность выпускников на рынке труда (доля молодых людей с дипломом СПО относительно общего числа занятых) и конкурс на программы СПО. Никакие другие факторы, касающиеся «внутренней кухни» учреждения, исследователей не интересовали – важно не то, как был достигнут результат, а то, что получилось на выходе. Поправочный коэффициент – численность учащихся в системе СПО на долю населения – позволяет не учитывать уровень безработицы, который разнится в зависимости от региона.
В рейтинге участвовали все регионы России, кроме Чукотки и Ямало-Ненецкого автономного округа – о них не было собрано достаточно информации. Москва и Санкт-Петербург были объединены со своими областями – ввиду того, что в этих городах учатся и люди из области.
Особенностью этого рейтинга оказалось опровержение распространенных заблуждений. Во-первых, и в верхней, и в нижней части рейтинга встречаются регионы разной экономической успешности – следовательно, экономическое состояние региона не влияет на уровень развития системы среднего образования.
Во-вторых, спрос на систему СПО также мало зависит от структуры экономики. В тех регионах, где в экономике преобладает бюджетный сектор, спрос чуть больше.
Гипотеза о том, что наличие развитой системы высшего образования влияет на конкурс в СПО, тоже не подтвердилась. Даже в регионах, где многие идут в вуз, колледжи набирают много молодых людей и отлично их трудоустраивают.
Значительно на систему СПО влияет только один фактор: наличие развитого малого и среднего бизнеса. Десятку лидеров по системе СПО составили Алтай, Якутия, Астраханская и Амурская области. А Москва, несмотря на все решительные меры по совершенствованию системы, оказалась на семьдесят первом месте.

Семья и рынок труда: поиск консенсуса

А вот действительно значимая тенденция: существуют большие разрывы в уровне востребованности системы СПО регионом и семьей. Причем в обе стороны: регион испытывает дефицит, а родители не отдают учиться; или люди и рады получить специальность, а регион не поддерживает. Так, в Кабардино-Балкарии наблюдается значительный недобор в учреждения СПО, а в Смоленской – немалый конкурс, но тут проблемы с трудоустройством.
Востребованность на рынке труда не всегда означает принятие семьей этой профессии, разрыв между востребованностью и привлекательностью понятен. Ведь родители ожидают от образования ребенка многого.

– Да, профильное обучение в принципе очень востребовано, но есть разница в восприятии этой ступени семьями студентов и государством, – подчеркивает руководитель Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Владимир Блинов. – Осознанный выбор профессии, если следовать европейским источникам, происходит в возрасте не 16 и 18 лет, а много позже. Уровень среднего профессионального образования воспринимается самими молодыми людьми не как выход на рынок труда, а как выбор профиля. Истинный выбор профессии произойдет позже.

Следовательно, пора если не менять всю систему подготовки рабочих кадров, то хотя бы пересмотреть ориентиры.

– Подготовка по рабочей профессии – это опыт приобретения квалификации, а работа на промышленном предприятии – хороший камень в возведении такого здания, как инженер, – считает Блинов, – мы же говорим о непрерывном образовании!

СПО и государство: уточнение задач

Региональная система СПО обычно готовит специалистов для региона. И вообще, по мнению Аграновича, мобильность внутри нашей страны довольно низкая и однообразная. Мало какой выпускник СПО может рассчитывать на большой заработок сразу, то есть способен купить квартиру в другом регионе. Cистема СПО решает в том числе и социальные задачи региона.

– Например, девочки, учащиеся колледжа, не могут найти работу в своем регионе. Да, но важно, что им есть где учиться, они если уедут, то не сразу, – объясняет Агранович.

– Если взять какую-нибудь депрессивную территорию, то наличие колледжей в нем – одна-единственная возможность хоть чем-то заняться, не уехать и не уйти на улицу, – добавляет директор Центра мониторинга качества образования НИУ-ВШЭ Вячеслав Башев.

Эксперты призывают начать наконец серьезно относиться к ступени среднего профессионального образования. Так, перевод в региональное или отраслевое подчинение – это уже серьезное испытание для колледжей.

– Есть надежда, что мы сейчас уйдем от ПТУ, которые всегда были мрачными заведениями, – отмечает Владимир Блинов, – и тем важнее обратить внимание на параметр востребованности, а не мерить эффективность физическими показателями типа количества метров и стульев. Надо понимать, что такое реальная образовательная среда колледжа.

От разговоров – к нормам закона

Пока суд да дело, «Российская газета» – Федеральный выпуск № 6223 (247) – опубликовала Приказ Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», в котором черным по белому написано: прикладной бакалавриат может открыть любой вуз, техникум или колледж.
То есть бакалавриат, магистратура и специалитет остаются в системе высшего образования, но теперь бакалавриат делится на академический и прикладной. Оба вида рассчитаны на четыре года, но после прикладного бакалавриата выпускник получит не только теоретические, но и практические навыки и сразу сможет пойти на работу. Основа прикладного бакалавриата – программы среднего профобразования плюс теоретическая часть из высшей школы. Предполагается, что со временем он станет самым массовым уровнем образования.
Программы прикладного бакалавриата уже есть по химии, картографии и геоинформатике, экологии, архитектуре, корабельному вооружению, прикладной информатике, информатике и вычислительной технике, оптотехнике, прикладной механике, нефтегазовому делу, металлургии, материаловедению. Среди гуманитарных направлений прикладной бакалавриат есть на хореографии, документоведении, рекламе, социальной работе, социологии, экономике, менеджменте, управлении персоналом.
А уж на академический бакалавриат пойдут те, кто захочет заканчивать магистратуру. После нее все выпускники получат квалификацию «магистр».
Все эти новшества – во исполнение Закона «Об образовании в РФ», суть которого – предоставить гражданам разнообразные формы и способы учебы в любой точке их жизни.

Рейтинг@Mail.ru