Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Четверть без финального аккорда...

Будем помнить, что между учебой и каникулами обязательно нужен?праздник!

Ближе к концу октября с овощных прилавков смели все тыквы – особый товар для юных покупателей. В соцсетях школьники обсуждают, как провести Хэллоуин, делятся фотографиями прошлых праздников. В том числе пишут: в школе теперь не разрешают, собираемся на квартире.
И другие варианты «отмечания» конца четверти встречаются: пойти классом играть в пейнтбол или боулинг, собраться в парке, выехать за город – потребность как-то совместно отбить границу между школьной (общей) и каникулярной частной жизнью у детей есть – устроить некий праздник освобождения.
Советская педагогика не была равнодушна к детскому календарю: генеральная уборка кабинета в конце четверти (приходят все!), потом какой-нибудь КВН или классный тематический «Огонек» с чаепитием и вечерней дискотекой – при всей невзыскательности форм «просто так» детей на каникулы не отправляли.
В 90-е и нулевые в старые мехи пытались влить новое содержание. В конце первой четверти праздновали Хэллоуин, один из древнейших праздников в мире, в котором переплелись кельтская традиция чествования злых духов и христианская – поклонение всем святым. Мистика, волшебство, костюмы. Но постепенно и «мехи» прохудились: двери школы закрылись для любых инициативных мероприятий, что уж говорить о «не нашем» Хэллоуине.
Настало время «ничего». Никакой границы между буднями и праздником не прочерчивается, потому что – зачем? Теперь в классах дорогое оборудование, а для веселых квестов в школьном дворе нужна не только подготовка, но и хорошая погода.
Так что теперь во многих школах перед каникулами нет никакой праздничной непривычности, и дети сами ищут и находят способы не застрять между четвертями.
И дело тут не только в традиции (так было принято, об этом рассказывают старшие). Традицию – да, можно забыть, отменить или заменить. Дело в причине той или иной традиции. В данном случае в неотменимой потребности поставить точку в свершенном деле, чтобы пойти дальше. По сути, в рефлексии.
Сегодня, когда психологическая наука разработала типологию рефлексивных процессов, дифференцируя такие ее виды, как рефлексия эмоциональная, интеллектуальная, личностная, социальная, коммуникативная, культурная, экзистенциальная; когда обоснована связь этих процессов с качеством жизни человека – мы сбрасываем их со школьного порога.
И что получается? Выплеснув, как нам кажется, ненужные и необязательные «формальности», вместе с ними прогнали детей.
Дети-то, конечно, без школы не пропадут. А вот что без детей, без их сущностного присутствия собирается делать школа – вопрос.

Рейтинг@Mail.ru