Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Какая справедливость справедливее?

Мы все чаще сталкиваемся с новыми экономическими правилами, которые нам претят. Но задумаемся: а можно ли без них, с помощью только доброй воли, изменить школу?

Чего только не узнаешь из писем читателей! Например, слово «новоголовые» – так учителя окрестили реформаторов для удобства критики. Или спор о том, что в школе есть обучение, а образованием и не пахнет. Потому что «образовательная услуга» – это гарантированное научение тому, что можно внешним образом проверить. А это просто ерунда по сравнению со смысловой образовательной средой, без которой все «знаю-знаю» ребенка ничего не стоят.
Или вот письмо:

«Ходили на встречу с человеком из Москвы, ответственным за то, что происходит у нас в образовании. Речь громкая, хорошо поставленная, в форме монолога – о преимуществах новых экономических механизмов, как НПФ, НСОТ, особенное достижение – оплата по результату, дифференцированно, а то, мол, несправедливо: трое-четверо в коллективе работают, остальные вид делают, а зарплата одинаковая. Потом можно было задать вопросы. Мы спрашивали про зашкаливающую перегрузку учителей, а нам – про преимущества капиталистической системы перед советской. Мы про то, что школа в кабале ЕГЭ, поэтому недодает ученикам в общем развитии, а нам – про самоопределение человека в современном мире. Мы про то, что дети, поступившие в столичные вузы, в регион не возвращаются, а в ответ – «и это правильно, скажите им, пусть заранее копят деньги». После встречи такое ощущение, что мы выброшены на обочину жизни, ничего понять не можем».

Что ж, уважаемый читатель, вы встретились с выразителем (и воплотителем) идей неолиберальной политики в образовании: конкуренция, выгода, платежеспособность, капитализм. Отсюда же понятие «образовательная услуга» – всему есть заказчик, есть исполнитель и есть цена.
Ничего удивительного, что вы друг друга не поняли. Вам претит мысль о коммерциализации всего и вся, особенно того, что принято считать общим достоянием и общественным благом, а их смешит ваша приверженность к уравнительной справедливости и базовому гарантированному финансированию об­разования. А поскольку не вы, а они опре­деляют тренды – обидно.
Но посмотрите: в том числе и за счет экономических механизмов принуждения многие учителя перестали наконец «учить детей нормально», то есть в духе старых программ, а стали пытаться «производить образовательные события, отвечающие задачам создания и потребления знаний самим ребенком». Фиксировать процесс, проводить рефлексию, получать оценку коллег и оценивать их работу. И многие – даже входить во вкус нового образа обучения.
…Худо ли бедно – процессы все равно перезапускаются. И не потому, что «они» – правы (очень часто неправы), а потому что мы – можем. И слышим время.

Рейтинг@Mail.ru