Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
XVII Соловейчиковские чтения
Отчет о работе

От редакции

Постскриптум к чтениям

Итого. Два дня разные педагоги из разных городов России рассказывали о своей работе с «детьми рубежа» увлеченно, остро, на многих примерах. Остается лишь обобщить то главное, что есть в основаниях работы каждого из них, к чему они пришли не сговариваясь, каждый своим путем.
Никакой ребенок не потерян, любого можно продвинуть в его развитии. Чем более ограничены его возможности, тем безграничнее практические контексты педагогической работы, тем разнообразнее варианты поддержки. Ни один из выступавших не говорил о готовых методах – только о случаях, подробное осмысление которых приводит к догадке о подходящем способе действия.
Этот «подходящий способ», как правило, неочевидный, обходной, требующий что-то придумать, приспособить под возникший интерес ребенка, под мелькнувшую для него возможность. Порой впервые, спонтанно, на ходу.
Педагогическая эксклюзия: байкерские сапоги для неходящего мальчика; сокрытие факта кражи, совершенной воспитанником, только что вернувшимся из колонии; искренняя похвала за 25 допущенных ошибок… Так действуют только на свой страх и риск, исходя из высших, а не расхожих соображений пользы.
Но в чем оно – высшее соображение пользы? В утверждении человека в ребенке. В нашем настойчивом «ты – есть» по отношению к нему. В безусловном уважении, которое некоторым детям иначе как щедрым авансом получить просто невозможно.
И это, конечно, риск. Тот способ, который ты вывел сам, может сработать, а может – нет. Есть истории фантастического успеха, но бывает – «ничего не выходит». Гарантий нет, есть только подлинность позиции «думай, думай, голова».
Кстати, разве не рискует педагог, механически исполняющий свои функции? Он приумножает хроническое отставание отношений с детьми от возможностей детей и так обкрадывает их.
А тут? В обход невозможности – другая возможность. Как оживляет ребенка-инвалида общение в Сети (виртуальный-то образ не чета реальному). Как материнство преображает девочку из криминальной среды, а увлечение профессией – мальчишку. Но ведь все это надо устроить…
Разглядеть наличные возможности ребенка сегодня, поддержать их, ввести в поле общечеловеческой культуры – да, правильно, это и есть педагогика. Но разбираться с тем, как это происходит у нас каждый день на самом деле, приходится каждому.   

Рейтинг@Mail.ru