Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Климова Елена

Сетевые уроки по-новосибирски

Здесь в сельской глубинке расстояния такие, что без дистанционного образования, похоже, не обойтись

По масштабам России Новосибирская область невелика – 178 тысяч квадратных километров. Один процент от территории страны. Но среднюю европейскую страну область превосходит почти вдвое. И расстояния здесь сибирские. Климат тоже. Зимние заносы на дорогах, осенняя распутица закрывают дороги, весенние паводки превращают иные деревни в острова. Может быть, поэтому Новосибирская область – идеальный полигон для отработки региональных систем дистанционного образования. Сегодня здесь 5237 школьников учатся, общаясь с педагогом в интернете. 

Если привести впорядок дороги


В 2007 году, в период очередной реструктуризации, я была на деревенских сходах, где родители яростно протестовали против того, чтобы возить детей автобусом в соседнее село, где есть более укомплектованная школа.

Учителя тоже были против – и не только потому, что теряли нагрузку, а иногда и место работы. Они считали себя ответственными за качество образования, которое получают их ученики. Даже если на уроки физики или информатики ребят отправляли в другую школу. Дороги, отсыпанные в 80-е годы прошлого века, безотказно служили при хорошей погоде. При плохой шофер получал путевой лист, но не мог добраться до села. Получалось, что по документам ученики всю третью четверть усердно изучали в соседней школе предметы, по которым в их родном селе не было учителей. А на деле две, а то и три недели из учебного процесса выпадали. Конечно, если привести в порядок дороги, закупить теплые автобусы, оборудовать остановки павильончиками – тогда можно искать резоны в таком обучении «на две школы». Но учителя были реалистами…

Уже тогда в области силами сотрудников областного центра информационных технологий (ОблЦит) начинался проект «Сетевая дистанционная школа». Официальным он стал с 2011-го, когда вышел соответствующий приказ регионального образовательного ведомства. Сегодня в проекте участвуют 67 школ из 9 районов. В каждом есть базовая школа, которая удаленно работает с селами своего района.


Это и будет настоящий учитель!


Замена учителя в классе на виртуального преподавателя очень непривычна для сельских родителей, говорит Неля Андреевна Ким, заместитель директора ОблЦИТа.

Если, например, мамы в каком-то районе не соглашаются, что «детей станут учить через компьютер», и требуют «настоящего учителя», Неля Андреевна с командой методистов едет туда, встречается с родителями, объясняет: дистанционно и будет работать настоящий учитель, квалифицированный. Или, увы, никакого не будет.

В отличие от сходов, посвященных реструктуризации, эти встречи, как правило, заканчиваются согласием. Что тут возра­зишь? Например, в Мошковском районе, где мы изучали дистанционное обучение в трех школах, сегодня 51 вакансия учителей-предметников. Привлекать выпускников жильем дотационный район не способен. Других стимулов тоже нет.

– Наш замечательный педагогический университет работает на все отрасли народного хозяйства, за исключением образования, – объясняет Игорь Яшкин, директор информационно-методического центра Мошковского района, наш гид по сельским школам. И продолжает: – Это беда наша общая. Но выход надо искать. Дети, которые здесь учатся, ничем не хуже детей, которые учатся возле Красной площади. Им тоже нужно нормальное, полноценное, качественное образование. А к нам приходят слишком мало молодых специалистов. А задерживаются еще меньше.

О другой трудности говорит Неля Ким:

– Педагоги в области зачастую сидят без скоростного интернета, не видя детей, и, как радисты, набирают на клавиатуре комментарии к урокам, общаясь с детьми в чатах и форумах. Но ни одна школа не отказалась продолжать эксперимент! Теперь, если удастся увеличить пропускную способность интернет-каналов на селе, дистанционное обучение можно будет организовывать без труда. В районах подготовлены команды, которые умеют работать в сетевом режиме. Сейчас мы взяли подготовку к ЕГЭ, математику и русский, посмотрим результаты. В городе у ребят есть возможность заниматься с репетитором. В селе детям поможем только мы.


А поиграть не получится


В малокомплектной (44 ученика) школе села Барлак Мошковского района нет учителя физики для 9 класса. И значит, для ребят пока нет иного выхода, кроме как изучать предмет, общаясь с педагогом при помощи компьютера. А учитель географии этой школы Татьяна Рау обучает так же дистанционно своему предмету ребят из двух соседних деревень.

Есть два варианта сетевых уроков. Первый – учитель находится тут же, в классе. Это подготовка к ЕГЭ и боевые испытания закупленного министерством образования Новосибирской области федерального обучающего интернет-ресурса «Телешкола». Второй вариант – учитель за много километров от учеников. В классе школьники и тьютор, он координирует занятия.

Ребята, однако, смотрят не на учителя, а каждый в свой монитор. Школы, участвующие в проекте, получили отличное оснащение – ноутбуки и устройства, похожие на сейфы, – «мобильные тележки», обеспечивающие подзарядку компьютеров и беспроводной интернет. Ноутбуки используют только для сетевых уроков, возможности позаниматься по другим предметам, а тем более поиграть – нет. На реплику автора, дескать, как ребятам-то обидно, вот он, мощный компьютер, и ни одной игрушки, – Игорь Яшкин саркастически спросил:

– Мы что, считаем, что дети вообще учиться не хотят?
И на встречный вопрос:
– А что, хотят? – пожал плечами: сами, мол, увидите.


Устаревшая линия


Итак, мы в Барлаке. Заместитель директора барлакской школы Елена Вихрова рассуждает:

– В чем плюс, спрашиваете? В том, что знания детей проверяет человек, который эмоционально с ним не контактирует. Это важно. У нас эмоциональность высокая, коллективы закрытые, условия для детей тепличные. Я захожу в класс, и дети уже знают, какое у меня настроение и что можно сделать с этим настроением. И я знаю, что у ребенка дома, что со здоровьем и какой к нему нужен подход. Но и ЕГЭ, и ГИА оценивают только знания, это абсолютно безэмоциональная среда. И дети должны к ней привыкать и тренироваться.
– Это не тепличные условия, а человечные – разве нет. – не удерживаюсь я.
– Мы за человечность, – отвечает уже Татьяна Рау. – Но наши должны быть готовы и к тому, что их встретит за пределами школы.
Девятиклассники подтверждают, что на дистанционных уроках им не хватает живого общения.
– С учителем лучше. Он может объяснить, пример привести. А компьютер толькозадания выдает. И похвалить не может. Мы с первого класса привыкли по-другому учиться. Если бы мы сразу так занимались, нам легче было бы сейчас. Самостоятельно работать трудно. Вот подготовка к ГИА хорошая, все понятно, задания интересные.
Татьяна Рау вспоминает, что в первое время получала письма с пометкой «личное»:
– Ребятишки писали: разве может машина заменить учителя? Живое слово? А сейчас один мой «оппонент» выбрал на ГИА наш предмет, географию. Мы с ним сейчас общаемся дистанционно, готовимся к экзамену.

Игорь Яшкин уточняет:

– В этой школе устаревшая линия, новую, к сожалению, невыгодно Ростелекому сюда тащить. И дети, и преподаватели, и администрация используют модемы. Увеличение скорости интернета – это финансовый вопрос. Сейчас власти пытаются его решить.

Юлия Сидорова, сетевой педагог второй сокурской базовой школы, комментировала часом раньше:

– Я заранее каждый урок разрабатываю: кто из детей должен выполнять задания для базового уровня, кому надо посложнее – и высылаю ребятам. Лучше подстраховаться, со связью бывают проблемы. Но вы не забывайте, что куда хуже проблемы с дорогами. Я как-то видела: из Болотного группа учеников с учителем не могла уехать на пробный ЕГЭ. Товарняк тогда сошел с рельсов, и электричку задержали на много часов. Эта бедная учительница металась, искала попутку, чтобы учеников на экзамен довезти. А есть в районе школы, до которых весной или осенью и вовсе не доехать без риска для жизни и здоровья детей.


В сторону индивидуального обучения


Качество связи важно. Но главным в процессе все равно остается учитель, это нам растолковывали терпеливо во всех четырех школах – трех сельских и одной городской. Именно учитель и формирует задания кому попроще, кому посложнее. Как ни странно, «дистанционка» позволяет сделать обучение индивидуальным, посильным для каждого,  особо подчеркивает Игорь Яшкин. И, добавим, дает учителю свои возможности для развития.
Игорь Яшкин руководит методическим сопровождением проекта в Мошковском районе. Именно организованной по всей области системе методической помощи школам завидовали специалисты других регионов, приезжавшие в Новосибирск знакомиться с опытом.

В удаленной сельской школе учитель-предметник вынужден «вариться в собственном соку». Но без серьезной методической работы с учителями никакие инновации в принципе работать не будут. Следующий шаг в развитии дистанционного образования – профильное обучение. В удаленных селах на параллели по одному классу, а в классе несколько человек. Но уже в будущем году в области откроются профильные группы, где смогут учиться дети из совершенно разных школ.

Ирина Корниенко, сетевой педагог сокурской базовой школы, не только ведет уроки дистанционно, но и разрабатывает сама задания для курса:
– У меня две межшкольные группы. Я их не вижу. Я пишу им сообщения «Я очень рада «видеть» вас на уроке», хотя слово «видеть» беру в кавычки. Два одиннадцатых класса я готовлю к ЕГЭ, это очень ответственно. Бывает так, что ученик урок у меня отработал, получил «три» и пишет мне: обнулите, пожалуйста, урок! Я объясняю: тебе же очень много придется заново делать! Нет, обнулите, меня тройка не устраивает! Конечно, в выпускном классе детям уже не все равно, что они получат. Но я сравниваю: на обычных уроках успеваемость ниже. Может быть, им интереснее с компьютером работать, или сама система мобилизует?..

И кошки, и попугаи

Помните слова одного из девятиклас­сников: «Вот если бы мы с первого класса дистанционно учились...»?
В новосибирской гимназии № 16 «Французской» дистанционно обучается началка. Зачем? Чтобы в морозы, или в слякоть, или в период эпидемий дети в школу не ходили. Чтобы в субботу вся семья могла выспаться и просто собраться дома. Чтобы заболевший ребенок не отстал фатально от класса.Быстрый интернет позволяет ученикам видеть учителя, а ему – детей. Оказывается, дети собираются в «виртуальном классе» задолго до урока, а потом не расходятся. В классе, мол, им общаться некогда. В переменку не успеть, после уроков у большинства секции-кружки-студии. И малышня после уроков тащит к видеокамерам своих питомцев: собак, кошек, попугаев, даже младших братьев и сестер или в крайнем случае – любимые игрушки.
Но знаете что? На наш неизменный вопрос о дистанционном обучении самая бойкая и рассудительная девочка Таисия Коротаева сказала:
– Без дистанционного обучения в XXI веке нельзя. В школе мы сидим на уроках, а здесь мы дома, и можно в спокойной обстановке поразмышлять над правильным ответом.
А потом прибавила:
– Но живое общение лучше, оно как-то живее.
И знаете что? Учителя этому обрадовались.

Рейтинг@Mail.ru