Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Овчарова Анастасия

Войти в пространство будущей профессии

Первые недели сентября – генеральная репетиция для будущих учителей

Драйв-тест учителя началки

Согласно рабочей программе педагогической практики в первую неделю сентября студенты выпускных курсов педагогических колледжей отправляются на практику «Первые дни ребенка в школе».
В летнее время они были вожатыми в детских лагерях, ощутили, что значит быть ответственными за судьбы детей. И вот четверокурсники погружаются в первосентябрьский водоворот. Участвуют в организации и проведении Дня знаний, присутствуют на первых уроках, организуют переменки и тесно взаимодействуют со своим наставником, руководителем первого класса.
Студенты получают возможность в течение недели наблюдать, как первоклассники, еще вчера ходившие в детские сады, осваивают мир учебников, парт, тетрадей, уроков, перемен.
Практиканты анализируют содержание каждого дня, ведь первая сентябрьская неделя – время установления отношений между учителем и учеником, установления правил, по которым дети, родители и учителя будут жить в течение нескольких лет.
Задача на эту практику одна: узнать разные способы адаптации первоклассников к новой жизни в школе. Вопросы так и сыплются из детских ртов – важны все, ни один нельзя пропустить, особенно – «Когда же придет мама?» Это первое – быть чутким к каждому, что сразу снижает стресс перехода.

Дневники с практики

В качестве одного из творческих заданий, которые студенты получили перед выходом на практику в этом году, стал поиск ситуаций, в которых проявляются проблемы взаимодействия учителя и учеников. Иначе говоря, студенты высматривали ситуации, когда ученик обращается за помощью к учителю, озвучивая при этом значимую для него проблему: непонимание, страх или боязнь чего-либо. Задание на развитие навыка активного слушания.
Соединив собранные данные, мы получаем возможность составить «портрет» проблем и страхов первоклассника, вы­явить наиболее важные для него вопросы. И вот записи.

«Некоторые дети совершенно не представляют, куда попали. Шумные хоровые ответы, выкрики со всех сторон, отсутствие учебников, спортивной формы, незнание расположения кабинетов – на первый взгляд может показаться, что в классе, куда пришли учиться первоклассники, царит хаос. Однако учитель не видит в этом беспорядке ничего плохого – «психологическая адаптация к стрессовым условиям незнакомой обстановки; самое время договариваться».
«Учитель вводит правила «от противного», то есть намеренно создает ситуации непослушания, из которых детям предлагает самостоятельно найти выход. Загадывая загадки, сначала провоцирует детей на шумные ответы, потом так:
Учитель: «Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настроение?»
Дети: «Мы шумели».
Учитель: « А почему так произошло?»
Дети: «Ответ знали все, а если поднять руку, учитель может спросить лишь некоторых. Ответить хотели все!»
Учитель: «Что же делать? Как поступают школьники?»
Дети обсуждают ситуацию в группах, но все равно приходят к выводу, что в школе иногда требуется отвечать всем вместе, то есть хором.
Так учитель вводит знаки руками: «Хор» и «Я».
«В первый же день на практике я стала свидетельницей такого разговора в классе. Учительница начала рассказывать о реке, не называя ее, в этот момент один из учеников выкрикнул:
– Я знаю эту реку, это Москва-река!
Учительница останавливает свой рассказ. Пауза, в классе появляется шум: ты бы не перебивал, сначала надо руку поднять! Мне стало немного жаль мальчика, хотя учительница сумела объяснить правило, ничего не объясняя».

Понять, ради чего

Общий портрет ученика первого класса, каким мы видим его из студенческих отчетов, весьма лиричен: растерянный, взволнованный ребенок, который ждет не дождется мамы; субъект крайне ранимый, легко переходящий в замкнутое состояние. Но за всеми чудачествами, шалостями и не объяснимыми логикой поступками первоклассников можно разглядеть то, ради чего педагог приходит в школу: дитя, требующее внимания и доброты. Мы говорим со студентами о том, что ошибка, допущенная в общении с ребенком в этот период, может обойтись очень дорого, и исправить ее в дальнейшем будет трудно. Еще из дневников:

«В конце урока учитель спрашивает напрямую, для чего нужны эти самые правила, зачем их нужно соблюдать. И, самое главное, что может случиться, если их не соблюдать, многие ученики отвечали так: можно получить двойку. Значит, самый большой страх первоклассника – быть негативно оцененным, услышать приговор из уст старшего. Задолго до прихода в школу в голове ребенка поселяется страх сделать что-то не так и быть опозоренным перед всеми. Конструктивным здесь может быть только один выход: педагогу совместно с родителями регулярно уделять время тому, чтобы положительно настраивать детей к школе».
«В конечном итоге, – читаю в дневнике студентки-отличницы, – эта короткая сентябрьская практика в который раз учит нас, дозревающих до собственного учительства, не торопиться с выводами, не рубить сплеча резкими ответами, не спешить с категоричными запретами, быть вдумчивыми и обязательно наблюдать. Наблюдать постоянно».

Рейтинг@Mail.ru