Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Клаус Фопель
Мастерская историй
М.: Генезис, 2013


Автор – известный психолог, психотерапевт, признанный авторитет в области создания игр. Читая описание его игровых упражнений, не перестаешь удивляться мастерству и точности замысла. В новой книге он так же блистательно разворачивает десятки способов работы с текстами.
Мы с детства любим слушать истории, но все реже отваживаемся на рассказывание. Даже детям в последние годы вместо бабушкиных сказок включают мультфильм или компьютерную игру. Между тем истории приносят пользу и радость не только слушателю, но и рассказчику.
Фопель предлагает, работая в воображаемой мастерской, заглянуть поглубже в себя и историю отношений с близкими людьми; разобраться со своими страхами, тревогами и повторяющимися неудачами; отказаться от предрассудков и стереотипов, мешающих сделать очередной шаг в жизни.
Рассказывать о себе трудно, неловко и как-то странно. Однако автор в каждом упражнении дает отправную точку. Описать момент собственного рождения: где это произошло; вообразить, как это событие повлияло на молодых родителей, какие надежды они связывали с новорожденным... Рассказать, как бы вы провели один день в экстремальной ситуации, лишившись всего привычного окружения.
Помощниками в осознании своих глубоко запрятанных ценностей и особенностей натуры могут стать герои традиционных сказок и мифов. С кем из персонажей легче всего себя ассоциировать, какой атрибут или могущественную силу больше всего хочется иметь в качестве поддержки?
При этом автор не ограничивается тем, что задает разнообразные направления для сочинительства. Он предлагает множество игровых взаимодействий с текстом. Здесь и всем известное предъявление начала или конца, которые нужно дополнить до целого сюжета. И работа с отдельными фрагментами готовых притч и сказок. И инсценировки, и групповые обсуждения разных вариантов событий. После каждого упражнения предложены вопросы, которые помогут осознать и сформулировать то, что проявилось в процессе работы с историей.

И.С.Сергеев, В.И.Блинов
Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности
М.: Аркти, 2009

Книжка написана до введения ФГОС, утвердившего в школе «единственно правильные» представления о компетенциях. Поэтому теоретические главы, в которых авторы рассуждают, например, о классификации компетенций, не так интересны, как описание практических примеров и идей.
Авторы на примере британской практики показывают, как складывается в процессе учебы результат, в частности, исторического образования. Применительно к нашей школе анализируются формы и методы педагогического взаимодействия: какие способствуют присвоению компетенций, какие не продуктивны в этом отношении. В частности, перечислены способы работы в процессе проектирования.
Полезными могут оказаться идеи межпредметной интеграции. Возможно, не для буквального воплощения, а как пример для создания собственной модели интегрированного занятия.
Нелишним будет и напоминание о критериях оценивания ученического труда в компетентностной системе координат. Авторы справедливо замечают, что это «отдельная, и притом чрезвычайно важная методическая проблема». В частности, ученик должен обладать правом «выбирать уровень сложности задания, сроки выполнения контрольной, привлекать дополнительные источники информации, апеллировать выставленную учителем оценку». Немалую роль при оценивании должно играть портфолио.
В заключительной главе приведены методические материалы – от плана работы школы до памяток: как работать над проектом или совместно решать проблему.


Рейтинг@Mail.ru