Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Распределение после вуза: либо отрабатывай, либо плати?

Похоже, бюджетная форма обучения станет формой долгового обязательства

Осенью Госдума планирует обсудить законопроект, возвращающий систему обязательного распределения выпускников вузов. Раз государство или организация оплачивают обучение студента, то работу по специальности они обязаны предложить. А отказаться от предложения молодой специалист сможет только если вернет деньги. Договор будет заключаться с каждым студентом, обучающимся на бюджетной основе…

Новое – хорошо забытое старое?

Инициаторы законопроекта – представители Федерации независимых профсоюзов России. Его цель – снижение уровня безработицы среди молодежи, а не принудительное распределение. Важно решить вопрос гарантированного первого рабочего места, причем не только для выпускников вузов, но и учреждений среднего профессионального образования. Ведь ни для кого не секрет, что в разных отраслях народного хозяйства отмечается острая нехватка кадров. А половина россиян с дипломами о высшем образовании не работают по полученной в вузе профессии. Компания «MAR Consul» провела социологическое исследование в пяти крупных российских городах и сделала вывод: среди причин работы не по специальности на первом месте – низкий уровень заработной платы (29%), далее – низкий спрос на полученную специальность (15%), наконец, непрестижность полученной специальности для самого специалиста (9%).
Все так, но сможет ли система распределения решить эти проблемы?
По убеждению ректора МГГУ имени М.А.Шолохова Владимира Нечаева, «данная инициатива противоречит рыночной экономике и сомнительно согласуется с правовым полем РФ». Так, ст. 37 Конституции РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен».
А по мнению проректора по учебной работе Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Виталия Кантора, «возврат к советской системе распределения невозможен, поскольку труд по принуждению неэффективен… Нужно искать более эффективные механизмы взаимодействия между вузом и государством, и целевой прием – один из них».
А что же на «высоком уровне»? Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить целевой прием абитуриентов в медицинские вузы, чтобы после выпуска они отрабатывали в той больнице, которая направила их учиться. Ведь, по данным Минздрава, дефицит врачей в России в настоящее время составляет 40 тысяч человек. А среднего медперсонала – 270 тысяч человек.
Вице-премьер Ольга Голодец в выступлении на G-20 также подчеркнула, что целевой прием является эффективным способом приведения в соответствие рынка образования рынку труда.
Наконец, положения о целевом приеме нашли отражение в новом Законе «Об образовании в РФ». В частности, в п.3 ст. 56, посвященной этой теме, установлено, что целевой прием проводится в рамках квоты на основе трехстороннего договора, заключаемого между образовательной организацией, гражданином и направившей его на обучение организацией (госкорпорацией, госкомпанией, хозяйственным обществом, органами власти – субъекта РФ или местного самоуправления).

Отраслевые и министерские

Сегодня целевой прием получил распространение в технических вузах, не относящихся к ведению Минобрнауки. Это объясняется тем, что в вузах Минобрнауки квота на целевой прием составляет не более 15% от общего числа бюджетных мест, а в вузах других ведомств практически нет ограничений. Например, в вузах Мин­здрава целевой прием составляет 30–40%, Минобороны – 50–60%, в вузах Минтранса – 70–80%.
Представители вузов находят в нем много преимуществ.
Например, в РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург), ведущем педагогическом вузе страны, ежегодно принимают студентов по целевым направлениям. Это позволяет обеспечить учительскими кадрами сельские школы и школы отдаленных регионов. В 2013 году были приняты 300 человек на данную форму обучения, и среди них, по свидетельству проректора по учебной работе этого вуза Виталия Кантора, был большой конкурс:
– Эти люди прекрасно сознают, что по окончании вуза они должны отработать государственные средства, – подчеркнул В.Кантор.
По мнению начальника Управления довузовской и целевой подготовки профессора Балтийского государственного технического университета «Военмех» Евгения Никулина, благодаря этой форме подготовки сокращается период адаптации молодых специалистов на предприятии, поскольку работодатели организуют для целевиков содержательные практики и стажировки.
Ну а проректор Московского государственного университета путей сообщения Валентина Виноградова уверена:
– Целевой прием – единственный способ обеспечить кадрами предприятия в отдаленных районах.
Хорошо, но для того, чтобы эта система оказалась действенной, необходимы определенные условия. Заинтересованность со стороны заказчиков кадров, например. Как заставить работодателей вкладывать средства в систему подготовки молодежи? Ведь организации, направляющие абитуриентов на целевую подготовку, дополнительно ее финансируют, выплачивают стипендии, компенсируют расходы на общежитие. По окончании вуза они гарантируют трудоустройство молодого специалиста и обеспечивают его профессиональный рост – наставничество, стажировки, курсы повышения квалификации. Сюда же социальный пакет, «весомость» которого зависит от возможностей каждой конкретной организации.

Богатые не плачут?

Например, ОАО РЖД в полном объеме возмещает «целевым» выпускникам расходы по временному найму жилого помещения, за исключением стоимости коммунальных услуг, а также предлагает ипотечный кредит на покупку жилья на льготных условиях. Если же молодой специалист уволится раньше срока без уважительной причины, все эти средства он обязан вернуть. А если он вообще не явится на работу без весомых на то оснований, он должен возместить средства, потраченные на его обучение в вузе. Так гласит Положение ОАО РЖД «О молодом специалисте».
Что касается федерального законодательства, то и тут в ст. 56, п.7 Закона «Об образовании в РФ» указано, что гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, обязан в полном объеме возместить направившим его органу или организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно данных расходов. Правда, штраф взимается и с организации, которая нарушила свои обязательства по трудоустройству выпускника.

Хорошие примеры

Пока эксперты сходятся в том, что в механизмах распределения должно превалировать не принуждение, а создание привлекательных условий для молодых специалистов. Например, Управление образования и науки Тамбовской области в этом году впервые проводит конкурс для привлечения в села молодых педагогов, по итогам которого 160 учителей и воспитателей получат единовременную выплату в размере 120 тысяч рублей. Прошедшие отбор должны будут подписать договор об обязательной отработке по месту направления в течение трех лет.
Начинающим педагогам помогают решить проблему с жильем. В прошлом году выплаты на улучшение жилищных условий получили 38 учителей, работающих в сельских школах, в первом полугодии 2013 года – 43 молодые семьи.
А в Нижегородской области программа по социально-экономической поддержке молодых специалистов реализуется с 2006 года, и проблему обеспечения сельских районов квалифицированными кадрами там практически решили. Начинающие педагоги, врачи, работники культуры и спорта получают социальные выплаты на приобретение жилья и автомобиля. Но отработка этих благ – не менее десяти лет в сельской местности.
Несколько слов о федеральной программе для молодых учителей, готовых работать в школах отдаленных районов. Размер грантов для добровольцев составил 500 тыс. рублей, а регионы, заключающие договор с такими специалистами, берут на себя обязательства обеспечить их жильем. Гранты получили около 1000 начинающих педагогов. Однако не везде удалось заполнить вакансии. Например, в Кировской области из 35 заявок было закрыто только 9, несмотря на то что школы были расположены не в глухих селах, а в райцентрах. Видимо, дело не только в деньгах и квартирах?
Руководитель Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что нельзя сбрасывать со счетов и нематериальные способы решения проблемы кадрового голода, как развитие системы профориентации, информирования подростков о социально значимых профессиях, повышение их престижа и преодоление предвзятого отношения к отдаленным территориям.
Кстати: при оценке эффективности вузов теперь будет использоваться такой критерий, как трудоустройство выпускников. Значит, и руководству вузов придется искать вакансии для молодых специалистов...

PS. На днях министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что российские студенты, которые откажутся сотрудничать с предприятием, оплатившим их обучение, будут вынуждены заплатить штраф в двукратном размере.
В то же время первый зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин не считает новую инициативу разумной:

– Что касается системы распределения, то это похоже на то, что было: все как у кошки, но не кошка. Дело в том, что тогда студент получал стипендию в районе 80% прожиточного минимума, а в оборонных вузах – выше прожиточного минимума. А сейчас расчетная студенческая стипендия порядка 17% от прожиточного минимума. Тогда тот, кто ехал по распределению, получал подъемные, квартиру или квартирные. Сейчас ничего подобного не предлагают. Это не совсем то же самое… Это просто неверная установка – все решать силовыми методами. Я считаю, что это выстрел не туда, потому что в основном проблема не в том, что студент не возвращается на предприятие. Очень часто предприятие не берет его обратно и чисто формально подписывает свой контракт, имея в виду, что не обязательно он будет туда возвращаться. Что касается рабочих мест, как мы знаем, в области высоких технологий, далеко не всех, кто получает инженерное образование, – сейчас набор увеличили – мы можем трудоустроить. (Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2260465)

Рейтинг@Mail.ru