Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Третья тетрадь
Детный мир

СТРАНА - КАНИКУЛЫ!


Кац Евгения

Игры в дороге и на привале

Если время в пути ползет медленно, юные путешественники должны знать все способы заставить его мчаться со скоростью поезда, самолета, света

Как скрасить время в пути? Конечно же с помощью игры, увлекательной, захватывающей и – развивающей! В прошлом номере мы рассказали о трех таких играх. Но читатели попросили продолжить, и мы продолжаем!

В автобусе или машине можно играть в самые разные игры на внимательность. Даже самые маленькие могут соревноваться, кто первый увидит желтую машину или кто заметит три трактора. Считать можно водокачки и велосипеды, стада коров, аистов на крыше, здания с колоннами, памятники. Главное, чтобы у каждого из детей был заранее заготовленный свой листок подсчета, на котором он будет отмечать, сколько разных интересных объектов встретилось ему на пути.
Подобные игры развивают внимание и фантазию детей, учат их развлекать себя и окружающих в любых обстоятельствах.

Игры на листе бумаги

Если игроков несколько и у вас есть возможность писать и рисовать, то вы можете вспомнить самые разные игры на листе бумаги: дорисовки, крестики-нолики, гонки, танчики, быки-коровы, наборщик.

Дорисовки. Один из игроков рисует линию своим карандашом, а другой превращает эту линию во что-то свое. Листок можно поворачивать в процессе игры.

Гонки. На листочке в клетку вы рисуете трассу и выставляете точки на линии старта. В каждый ход машинка может проехать столько же, сколько в прошлый, или на одну клеточку больше. Задача – пройти всю трассу, не вылетая из поворотов. Тот, кто не смог рассчитать траекторию и врезался в край, начинает снова с единичного движения.

Быки-коровы. Каждый загадывает трехзначное число и потом старается отгадать число, загаданное противником. «Бык» – правильная цифра стоит на правильном месте. «Корова» – правильная цифра стоит не на своем месте. Если мой партнер загадал число 273, а я спрашиваю его 123, то он мне отвечает – «один бык и одна корова». Он не указывает, какая из цифр «бык», а какая – «корова», и я должен догадаться об этом сам. В данном случае цифра «3» – «бык», она стоит в нужном месте, а «2» – «корова», стоит не там, где в загаданном числе. Если я спрошу 250, то мне ответят – «один бык», а если «237», то мне скажут – «бык и две коровы».
Можно играть и с четырехзначными числами, и со словами из 4 или 5 букв.

Подвижные игры

Во время любых остановок старайтесь дать возможность детям подвигаться. Это правило верно даже в том случае, если вы с детьми идете пешком. В походе можно заметить, что на привале дети посидят минутку – и вскакивают.
Они устают идти в заданном направлении. Но быстро переключаются и мгновенно восстанавливают силы. Так что не усаживайте их, в свободном движении ребята отдыхают.

На привале или на остановке хорошо бы побегать. Вы еще не забыли, как играть в «Колдунчики»? Один или двое водящих – колдуны, они догоняют всех остальных. Тот, кого колдун успел догнать, останавливается там, где его догнали, раскинув руки в стороны, и кричит «чай-чай-выручай». Другие игроки могут пробежать мимо и, коснувшись его ладони, расколдовать остановленного игрока.

Резиночка. В 80-е годы в «резиночку» играли везде, во дворе, в школах на переменках. Для игры вам понадобится кольцо из 4–5 метров бельевой узкой резинки. Двое натягивают резинку на ноги, образуя длинный прямоугольник на уровне щиколотки (или на уровне колен – второй уровень сложности). Остальные поочередно прыгают разными способами. Первый показывает способ прыжков, остальные стараются повторить как можно точнее.
Жестких правил и комбинаций прыжков нет – в каждом дворе игра шла по своим правилам. Например, те ребята, на ком держится резиночка, имели право «заказывать» фигуры. Начинали с «простых» (надо прыгать так, чтобы ноги оказывались по обе стороны то одной, то другой резинки – как бы садиться верхом на каждую резинку). Наступать на резинку нельзя. Можно заказывать любое количество: «двое простых», «десять простых», «с остановкой» или без. Если удалось успешно проскакать «простые» на каждом уровне, то переходим к следующим комбинациям. Например, к «пешеходам» – нужно подпрыгнуть и одновременно встать левой ногой на ближайшую резиночку, а правой ногой – на дальнюю резиночку, снова подпрыгнуть и поменять ноги местами, приговаривая «пе–ше–хо–ды», то есть меняем ноги 4 раза. Потом выпрыгиваем на противоположную от начала прыжков сторону.
Тише едешь – дальше будешь, стоп! Пока водящий произносит эти слова, остальные игроки стараются тихонько к нему подойти. Как только он сказал «стоп!», он оборачивается и штрафует тех, кто не успел замереть на месте.

Словесные игры

В дороге можно играть в самые разные словесные игры, в зависимости от возраста участников и от ваших собственных предпочтений. Как-то раз я была свидетелем такой картины: в плацкартном вагоне ехали с тренером и двумя мамами полтора десятка подростков.Они ехали на какие-то сборы или соревнования, и заняться в поезде им было нечем. Одна из мам принялась играть с ними в детскую игру «барыня прислала 100 рублей». Подростки были совершенно счастливы, играли с огромным удовольствием и были готовы играть снова и снова. Им было важно внимание, которое уделила им эта мама, и они готовы были играть с ней в любые игры. Когда остальные родители ее отвлекли, подростки вздохнули – и уткнулись в свои мобильники.

Я беру с собой в дорогу. Один игрок водит. Он задумывает правило, по которому предметы делятся на две группы – то, что он «возьмет с собой в дорогу», и все остальное.
Правила могут быть самые разные, от очень простых – типа «беру все шаро­образные предметы» – до весьма хитрых, типа «съедобное, начинающееся с гласной».
Водящий начинает игру, давая правильный пример:
– Я беру с собой в дорогу… арбуз!
Игроки пытаются отгадать задуманное правило, спрашивая, возьмет ли водящий с собой в дорогу то или иное, например:
– А ты возьмешь с собой… банан?
– Нет!
– А апельсин?
– Да!
– А огурец?
– Да!
– А автомобиль?
– Нет…
– Мяч?
– Нет.
Когда кто-нибудь думает, что отгадал правило, он говорит об этом и называет правило. Если правило названо неверно, то он выходит из игры (впрочем, малышам можно давать несколько попыток).

Четвертый лишний. Игроки загадывают друг другу три слова из одной группы предметов и четвертое – из другой. Остальные должны угадать, что лишнее. В этой игре важно не только угадать лишнее, но и объяснить свое решение (и если объяснение хорошее, то вполне можно признать правильным и другое решение, не такое, как хотел автор).

Например: огурец, банан, морковка, вишня (лишняя – вишня, она маленькая и не длинная, а круглая).
Груша, картошка, яблоко, персик (лишняя – картошка, она овощ, а не фрукт).
Огурец, помидор, киви, горох (лишними могут быть и помидор – он другого цвета, и горох – он растет в стручках, и киви – он пушистый, и огурец – он длинный).

Определения. Игроки договариваются, на какую букву они будут придумывать слова, а потом начинают придумывать слова и давать им смешные определения.

Например, все придумывают слова, начинающиеся на К:
– Это много веток, меньше, чем де­рево.
– Это очень колючее растение из пустыни.
– Это очень кислая красная ягода.
– Это часть обуви, бывает очень высокий и тонкий.
– Это напиток, похожий на кофе с молоком по цвету.

«Шнуцать». Водящий загадывает глагол и заменяет его словом «шнуцать». Остальные игроки должны задавать вопросы и отгадать глагол. Вопросы развернутые, единственное ограничение – всегда заменять глагол (и производные) словом «шнуцать».
Например, загадано «завтракать» – что нужно, чтобы качественно пошнуцать?

– Ложка, вилка и нож.
– Когда чаще всего шнуцают?
– По утрам.
– У шнуцающих есть профессиональный праздник?
– Нет.

И так далее.

Тройная чепуха. Правила игры: каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трех и более слов таким образом, чтобы каждое слово начиналось с выбранной буквы.

Вот примеры от Гали, 7 лет:
Ультрамариновая устрица уморила усатого удава.
Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек, крутя крабовое коллекционное колечко.
Синий сурок скинул серый станционный след с сиреневого солнца сушеную, соленую сову словно старый садовый сонный стол, стирающий северную скалистую серу.

Настольные игры

Сейчас в продаже появилось огромное количество интересных настольных игр. Если раньше под настольными играми понимались исключительно «ходилки» с кубиком и фишками на поле, то теперь разнообразных игр продается очень много.
Некоторые из них отлично подходят для разновозрастной компании. В дорогу лучше всего брать компактные игры, правила к которым можно объяснить за пять минут.

Уно – простая и веселая карточная игра, в которую можно играть хоть с двумя игроками, хоть с пятнадцатью. Каждому на руки раздают по пять карт.
Задача игроков – избавиться от карт, сбрасывая их на стопку сброса. Изначально в этой стопке лежит одна карта, скажем, синяя пятерка. Поверх нее можно положить либо синюю карту с любой цифрой, либо карту с пятеркой любого цвета. В свой ход игрок может положить только одну карту. Если подходящей карты нет, он добирает одну карту из колоды. Игрок, у которого на руках осталась ровно одна карта, должен сказать «Уно». Если он забыл это сказать и другие игроки заметили, что у него одна карта, они кричат ему «Уно», и он берет две карты штрафные из колоды.

Доббль – тоже карточная игра, но карточки круглые и на каждой – 8 маленьких картинок. Карты так устроены, что на любой паре карточек есть ровно одна совпадающая картинка. Задача в том, чтобы быстро ее найти и назвать. У этой игры есть аж 5 разных вариантов правил, она подходит как для детей лет с четырех, так и для взрослых.

Кошки-мышки. Эта компактная настольная игра подходит для любого возраста. Задача игрока-кошки – ловить деревянных мышек специальной крышечкой-кошкой. Если на кубике выпал синий цвет, то кошка ловит синюю мышку, а если выпал зеленый, то зеленую. При всей незамысловатости игра веселая, вызывает много смеха, и в нее с огромным удовольствием играют не только дошкольники, но и взрослые.
...Время в дороге можно провести скучно или весело, с пользой или с обидами. Как его проводить – решать вам!

Рейтинг@Mail.ru