Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Курбатов Рустам

Итоги учебного года с прицелом на будущее

Продуктивнее всего подводить их в свободной и авторской форме

Что должен сделать учитель, чтобы с легким сердцем уйти в отпуск? После всех уроков, экзаменов и выпускных балов? Обычно еще кучу дел: заполнить, сдать, подписать – бумаги, бумаги, бумаги… Вдобавок вытерпеть несколько часов педсовета: отчет администрации коротенько, минут на сорок, выступление завуча еще на полчаса...
К счастью, так бывает не всегда и не везде. В красногорском лицее «Ковчег-ХХI» как?раз все по-другому. 

Десять минут на гимн

В конце года все устали, и отчет о проделанной работе писать совершенно не хочется. Но остается необходимость и даже потребность отстраниться и подумать о своей работе. Вопрос – в какой форме организовать мыслительный процесс?
Чиновники наши, ставшие эффективными менеджерами, предлагают классическую схему: цели, задачи списочком, система оценивания качества в баллах. Это, конечно, правильно. Но для менеджера. Учитель – профессия немного творческая, вдобавок связанная с общением, тем более с детьми. Учительский труд трудно формализовать. Вот ведь театральные актеры тоже, наверное, не заполняют таблицы про сыгранные роли, хотя «разбор полетов» проходит в каждой труппе.
Попробуем иначе. Просто поговорить. Самый обычный разговор. Что получилось? А что пока не складывается?
Начинаем с успехов, потому что это оптимистично, это заряжает. Собираемся на педсовет по кафедрам (или как-то иначе), чтобы в группе было не более десяти человек, и каждый в течение десяти минут говорит о себе только хорошее, представляет свою работу за год с позитивной стороны. Если не гимн поет себе, то по крайней мере похвальное слово произносит.
Когда у школы (у кафедры, педагогической команды параллели) действительно есть общие задачи, поставленные, к примеру, в начале года, педагоги в своих речах обязательно к ним обратятся, хотя формально это требование не звучит.
Кстати, наши соотечественники хвалить себя не привыкли. Они оказываются в ситуации новой и очень важной. Рассказывать о достижениях бывает очень полезно.
А директору уже ничего не остается, только сидеть и радоваться, какие у него в коллективе замечательные педагоги.

Пять минут на критику

Что не получилось? Учителю об этом тоже трудно говорить – он не любит критики со стороны и сам себя критиковать не любит. Ему трудно осознать свои проблемы, тем более сказать о них коллегам. Пусть эта часть займет всего пять минут. Пусть не ясны причины неудачи. Достаточно того, что человек зафиксировал проблему, назвал ее, начал думать о способах решения. Это уже шанс на движение вперед.
Опять же, что остается директору? Снова молчать. Все «болевые точки» озвучены. Можно двигаться дальше.
Да, директор тоже может высказаться о своих достижениях и недоработках. В конце. Если успеют спросить.
Обе речи не обязательно произносить совсем серьезно, можно чуточку с иронией, слегка отстраненно. Чтобы не превращался педсовет в партсобрание. А если кто-то хочет промолчать – пусть промолчит.
Учителя часто говорят важные вещи, жалко бывает, что многое забывается, исчезает почти бесследно. Мы даже обсуждали необходимость записывать свои выступления. А потом все же договорились: устно.
Школа заставляет преподавателей много писать – не для себя, для инспектора. И это всегда неправда. Педагог – человек послушный – надевает маску, пишет не своим языком, не свои мысли – то, что требуется. Это такая игра. Если хочешь добиться толкового разбора, лучше устно. Легко, полезно и вдохновляет. И администратора, и каждого учителя.
Форма устного отчета некоторыми педагогами потом переносится в класс. Не просто поставить оценки и сказать, кто в чем молодец, а в чем так себе. Но выслушать каждого ученика.
Подытожив прошлое, человек хочет строить планы, порождать новые идеи, в том числе связанные с выходом из тупиков. Имеет право заняться проектированием в свободное время, на каникулах.

Постфактум

В конце года, как это ни смешно звучит, мы представляем программы курсов, которые только что провели. Обычно программы сдают заранее, еще в августе, а мы позволили себе не писать наперед – только постфактум.
Небольшое отступление. Почему-то даже хорошие идеи, которые иногда спускаются с высот министерства в школу, здесь трансформируются в каких-то непонятных монстров. То же происходит сейчас и со вторым стандартом. Слушаешь разработчиков – сердце замирает. Замечательные принципы, за которые боролись годами лучшие педагоги страны! Но что-то есть такое в природе школы, какой-то опасный вирус, который не позволяет выживать светлым идеям на нашей почве. Все превращается в кучу бумаг.
Главная беда – мы очень много планируем, пытаемся каждую мелочь формализовать, предусмотреть. Но попытки формального планирования в живом деле?– ложь. Невозможно предвидеть, каким будет твой урок через полгода, даже через пару месяцев. К сожалению, именно пошагового, детального плана от нас требуют. Я считаю, ключевое действие в настоящей модернизации, в преобразовании школы – отмена тематического планирования.
Настоящая программа рождается, когда ты год по ней проработал. Только тогда имеешь право писать. И конечно, не по стандартной форме, без перечисления тем каждого занятия, домашних заданий… Свободное эссе о сделанном (как в скандинавских школах), с представлением о читателе. Адресат текста – коллега, ученик, родитель ученика. Для этих хорошо знакомых ему людей учитель должен постараться описать простым понятным языком, что на самом деле происходило, что он делал. Рассказать о содержании своей работы, структурно, последовательно, но – своими словами, в своем стиле. Как автор. Учителю необходимо вернуть авторство программ. С авторского описания сделанного процесс и начнется.
Эта простая идея кажется радикальной, потому что мы привыкли к извращенным формам – строгим, четким. А для творчества нужна свобода.
Наверное, предложенные способы подведения итогов не идеальны, не стопроцентно эффективны – но явно лучше, чем существующие сегодня.

Рейтинг@Mail.ru