Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Учебник быстрого приготовления

Похоже, нас будут кормить историческим «дошираком» со вкусом патриотизма

В июне Министерство образования и науки России опубликовало на своем сайте «дорожную карту» по разработке единого учебника истории России. «Дорожная карта» отражает этапы подготовки двух принципиальных документов – историко-культурного стандарта и концепции единых учебников по истории России. Окончательный вариант проекта появится на сайте 1 июля – для всеобщего обсуждения, которое продлится до августа.

Учебник – для кого?

Напомним, в феврале президент Владимир Путин предложил подумать о единых учебниках истории России, построенных в рамках единой концепции; в апреле была создана рабочая группа: ее возглавил председатель Госдумы Сергей Нарышкин, сопредседателями стали министры Владимир Мединский и Дмитрий Ливанов, а научным руководителем – академик Александр Чубарьян. Также в группу вошли ученые-историки, авторы учебных пособий, общественные деятели и учителя. Они подготовили основные документы, также составлен список «спорных моментов» в преподавании истории. А дальше – по «дорожной карте» проекта: там значится социологическое исследование – оценка гражданами РФ основных событий и деятелей нашей истории; запланировано издание методических рекомендаций по спорным темам и так далее.
Итак, обсуждение уже вынесено в публичное поле.
На брифинге в Минобрнауки заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк подчеркнула: «Мы должны найти точки согласия в освещении спорных событий»; министр культуры Владимир Мединский заявил: «Школьный курс истории должен стать духовной скрепой и воспитывать в детях патриотизм и социально приемлемые взгляды», а ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров сослался на опыт Голландии, где после двух лет обсуждения приняли закон о «золотом каноне» преподавания истории. В общем, путь проекту вымощен благими намерениями. Хотя каждый понимает, что Россия не Голландия и в нашем обществе консолидированных оценок достичь очень трудно.
По мнению Сергея Журавлева, замдиректора по научной работе Института всеобщей истории РАН, и Людмилы Боковой, депутата Госдумы, которое они озвучили на «круглом столе» в «РИА Новости», оценка действий исторического лица должна быть нравственной. А учебник должен нести позитив, чтобы наши дети не росли в обстановке вечной гражданской войны, чтобы относились к прошлому не как к политике, а как к истории.
Однако министр Дмитрий Ливанов полагает, что дети должны в первую очередь учиться думать:
– В истории выводы делаются на основе фактов. Чем качественнее будет набор фактов, тем в большей степени новый учебник будет решать задачи воспитания людей, умеющих мыслить и способных делать выводы... Особое место должно быть уделено роли личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий жизни рядовых граждан.

Ценностные ориентации – чьи?

Воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности – с одной стороны, а с другой – «не следует мельчить, перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями». Тут первая ловушка: смотря что «мелочь», деталь; смотря с какой стороны.
Или воспитание чувства гордости за страну – да, необходимо, но нельзя забывать, что, кроме успехов, у страны были и ошибки. Вопрос – какова мера и как нам ее определят?
Далее: гражданская активность. Это, конечно, хорошо, когда народ мобилизуется на победу над внешним врагом – как не гордиться победами в войнах 1812-го и 1941–1945 годов. Но детям еще надо объяснить разницу между правильной и неправильной гражданской активностью: неправильная «ведет ко всякого рода экстремизму, терроризму и шовинизму». Тонкая граница, как мы все уже знаем.
Например, Владимир Мединский уверен, что учебник должен быть построен на «нормах и ценностях, взглядах, которые сформировались в период всей истории России, на едином культурном коде нашего народа», в то же время говорит о российской культуре, как «тонком слое апельсиновой кожуры над раскаленным хаосом». И так чего ни коснись: что «особый путь», что «влияние и заимствования», что «национальный характер» – темы, которые ни отрицать, ни превозносить не имеет смысла. Смысл в том, кто и как это обсуждает с детьми.
По словам Александра Чубарьяна, в нашей самобытной истории набрался 31 неоднозначный эпизод (http://www.ng.ru/politics/2013-06-11/1_history.html) – от образования Древнерусского государства до наших дней. Особо академик выделил три темы: советский период, формирование России с присоединением территорий и последние 20 лет нашей истории. То есть почти вся история – трудная, спорная тема.
Быстро разобрались с последним двадцатилетием: Владимир Мединский предложил закончить изучение предмета 2000-м годом, когда Владимир Путин впервые выиграл президентские выборы:
– Вспомним, как писались учебники в царской России. Речь заканчивалась на предпоследнем государе-императоре.
В самом деле, что бы это было? Создание института полпредов, утверждение новой концепции внешней политики, отмена выборов губернаторов и провозглашение нацпроектов, а в списке имен – Сергей Мавроди, Борис Березовский и Владимир Потанин. И никаких упоминаний о Михаиле Ходорковском, о второй Чеченской войне…
Наконец, еще одно уязвимое место для новых летописцев: синхронизация версий региональной и федеральной истории. Айслу Юнусова, директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра, рассказала:
– В разных регионах региональная история отражена неравномерно. В Башкирии и Татарстане преподаются полные курсы, а в большинстве регионов страны – краеведческие, мало связанные с курсом российской истории.
Подумать надо, что рассказывает учитель, когда речь заходит о присоединении к России территории, на которой живут дети? Ведь в некоторых случаях имело место не присоединение, а завоевание, и надо ли откровенно об этом говорить?
Пока местный компонент разрабатывается для Башкирии, Белгородской, Иркутской, Калининградской и Новосибирской областей.

Или снова пушками по воробьям?

Оказывается, сами разработчики не знают, увеличится или уменьшится региональная составляющая в новых учебниках. Новые стандарты не задают конкретного соотношения федерального и регионального компонентов, да и сами эти понятия уже в прошлом. Это первая неопределенность. Во-вторых, неясно, сохранится концентрическая система преподавания или будет введена линейная? В-третьих, никто не знает точно, как будет выглядеть единый учебник. Только ли содержание будет новым, но и качество исполнения, как то: электронная версия с мультимедийными приложениями? И будет ли предложен единый учебник для каждой параллели или несколько разных книг, объединенных общей концепцией?
По словам Натальи Третьяк, уже этой осенью будет пересмотрен Федеральный перечень учебников, изменены подходы к его формированию и критерии экспертизы учебников:
– В перечень будут попадать только качественные учебники, на которые распространяются новые правила.
Она не исключила, что дети могут начать учиться по вновь написанным пособиям уже сейчас, пока идет период перехода на новую концепцию преподавания истории в старшей школе. Так что слово за учителями.
Леонид Кацва, учитель истории гимназии № 1543, рассказал:
– Недавно мне довелось проанализировать около 17 школьных учебников по истории России ХХ века, написанных в 2000-е годы. Позиции авторов оказались достаточно близки. Так что никакой необходимости в затее с единообразием нет, разве что в ходе всей кампании будут переписаны региональные учебники, среди которых, возможно, встречаются тенденциозные и националистические.
А Игорь Карачевцев, директор гимназии № 166 Санкт-Петербурга, уверен:
– Учит не учебник, а педагог: именно он интерпретирует факты, изложенные в книге, высказывает отношение к историческим событиям, заставляет детей размышлять и анализировать. У педагога и ученика должно оставаться право выбора учебника.
Впрочем, так и объявили: появление единой концепции хоть и ограничит количество используемых в школе учебников, но при этом старые, апробированные учебники никто запрещать не станет. Их просто прекратят переиздавать.
Тут стоит напомнить, что новый Закон «Об образовании в РФ» провозглашает «право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании». И в случае нарушения этого права учитель де-юре может обратиться в суд.
А де-факто получится так: утвердят концепцию и стандарт уже в октябре, в этом же месяце объявят конкурс на разработку единых учебников истории, а приблизительно через полгода учебники издадут и включат в федеральный список.

Рейтинг@Mail.ru