Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Пырьева Светлана

Увидеть свой портрет в часах и минутах

Развиваем у детей один из главных образовательных навыков – навык обращения со временем

Есть у нас государственнаяобразовательная стратегия, которая претендует на универсальность, и есть учителя, которые достаточно талантливы, не удовлетворены и смелы, чтобы находить и практиковать частные, но действительно работающие способы образования детей. Судя по материалам наших читателей – факт. И не беда, что пока начальство изо всех сил старается не замечать его.

Новый взгляд на привычное

Я преподаю математику. И вопрос, как найти время на то, что детям интересно, а мне важно, волновал меня всегда. Не- давно я прошла модульные курсы по теме «Тайм-менеджмент для детей», затем для взрослых и поняла, что отношениям со временем надо учиться, а в рамках об- разовательного пространства детей это очень важный общеучебный навык. Хотя привычку транжирить время мы же и прививаем: вот дети долго ждут учителя, чтобы открыл кабинет – там их одежда, им нужно идти домой; вот они пришли к первому уроку, а расписание начинается со второго; или их заставляют идти на не- интересное мероприятие; или во время урока сидят ничем не занятые. Но и жизнь взрослых часто проходит в пустых раз- говорах, в очередях, на бессмысленных совещаниях и собраниях. Между тем во- прос времени – это вопрос целей и смыс- лов жизни, и мне захотелось, во-первых, применить полученные знания самой, во- вторых, передать их ученикам. 

О чем знает мое время?

Но часов в школе всегда нет, просить бесполезно, и я решила заинтересовать семиклассников, у которых веду матема- тику. Сначала на своих уроках, а потом мы стали собираться добровольно перед уро- ками во второй смене. Ненадолго, ведь каждый анализировал свое время дома. Поначалу никто не умел определять точно протяженность различных дел. Дела выбирали как в классе, так и дома. Про- гнозировали и проверяли прогноз. Сколь- ко времени требуется для подготовки к уроку геометрии? За какое время ты смо- жешь прочитать страницу учебника? Были первые удивления: оказывается, всего-то 30 секунд нужно, чтобы все приготовить к уроку! В классе мы рисовали коллажи: «День по расписанию» и «День без расписания»; приводили примеры профессий, в кото- рых нельзя обойтись без определенного расписания. Размышляли о том, что такое «лишнее время», стоит ли искать резер- вы времени. Простая мысль: чтобы иметь резервы времени, нужно знать, на что его тратить. Я предложила детям каждый день выбирать и записывать дело, которое яв- ляется главным, затем выбирать главное дело за неделю и далее – за четверть. Как я и предполагала, у детей получилось опре- делить свои главные ценности. Например, для Линара главной ценностью являются семейные отношения, для Маши – успеш- ная учеба, для Любы – творческое разви- тие, занятие рисованием и танцами, а для Никиты – дружба. Слушать отчеты было интересно всем, хотя практически выпол- нить эксперимент смогли лишь 10 человек из двух классов. 

Новые грани характеров детей

Так почему же не хватает времени на нужные дела, где мы его теряем? Пред- ложила детям вести хронометраж личного времени. Срок был поставлен – продер- жаться три недели! До конца продержа- лись те же 10 человек, то есть 20% всех учеников, но общий интерес не пропал. А я узнала своих учеников с совершенно дру- гой стороны: например, Линар, слабый в математике, проявил настойчивость и ис- полнительность, а Никита, который допу- скает при ведении тетрадей небрежность, при заполнении блокнота был чрезвычай- но аккуратен. Но к процессу: мы стали искать хронофаги, поглотители времени. Тут просмотр телепередач и компьютерные игры были на первом месте; трата времени на пустые разговоры наблюдалась у тех, кто не ходил ни в какие кружки, но главное – всем оказалось знакомо состояние, которое называется лень, она же – боязнь приступить к нужному делу. И мы все в этом признались! Оставалось обсудить способы борьбы с хронофагами. Прием – «якорь», чтобы приступить к какому-либо делу: кто-то включает музыку, кто-то делает 30 приседаний, а кто-то наводит порядок на столе и так настраивает себя на работу. А кому-то помогает мысль о маме: как она огорчится, если поручение не будет выполнено. Другой прием – «швейцарский сыр»: начать выгрызать кусочки, делать хоть чтонибудь в любом порядке, и постепенно работа закипит. Я призналась, что мне помогает именно этот метод. Говорили и об интеллект-картах, их рисование помогает осмысленно и творчески усваивать самый скучный материал. На уроке геометрии в этот день мы рисовали карту по теме «Параллельность прямых». Тут я узнала, что интеллект-картами они пользуются и на уроках русского, и на английском.

Нет самопознания без самосовершенствования

Подростки критичны к себе и открыты совершенствованию. Подошла Маша и поделилась тем, что почти перестала тратить время на просмотр телепередач. А вот уменьшить расход времени на компьютерные игры оказалось труднее. Другой ученик стал фиксировать в таблице два показателя ежедневно: количество отжиманий в день и количество выученных английских слов за день – прямая корреляция роста очевидна, и он очень горд. То есть само ведение записей по учету какого-либо показателя подталкивает к нужным действиям, заставляет находить время на полезное дело. А одна ученица по результатам ведения хронометража построила свой график занятий дня (заодно мы освоили работу с «Живой геометрией»): график наглядно показал, как много времени у нее уходит на уроки и компьютер и как мало остается на жизнь – только поздний вечер, куда опадают все разноцветные линии. Тут и я впервые задумалась: у большинства детей домашние задания отнимают очень много времени! Но и в целом – как много дал нам с учениками этот неофициальный проект! И для успешной учебы, и для интересной жизни, а ведь он продолжается…

Рейтинг@Mail.ru