Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Черепанова Анна

«Чтобы все смотрели на меня и получали удовольствие!»

Разговор с лицедеями младшего школьного возраста

Уже привычно: «добираем» образование вне школы. Но вот какое – решают родители. У самих же детей огромная тяга к художественному развитию. Танцы, музыка, рисование, театр – что за магия? Мы заглянули в театральную студию и поговорили с педагогом Никой Симоновой и ребятами, мальчиками и девочками 8–11 лет.


– Ребята, а зачем вы сюда ходите?
Дети. Хочу научиться общаться, быть более открытым... Пришел поправить свою речь, надо хорошо произносить слова… Я? Чтобы быть особенным, не таким, как все.
Ника. Мы играем этюды, занимаемся сценодвижением, выполняем различные актерские упражнения, но все это – чтобы в конечном счете стать более открытыми, узнать себя, управлять своим телом, речевым аппаратом. В общем, это такой актерский тренинг, направленный на воспитание интересных людей.
– Какое же качество у актера самое главное?
Дети. Яркость! Свобода! Смелость… Умение быть смешным, чтобы все смотрели на тебя и получали удовольствие… Умение быть точным… Уж произнести так произнести, чтобы – во!.. А еще, я так считаю, у актера главное – это он сам.
Ника. Вообще-то да, мы говорили на занятиях, что у актера есть единственный инструмент – это он сам, его собственное тело. И мы стараемся почувствовать себя инструментом, глиной, из которой можно создать разные образы. Помните упражнение «Фотография»? Сыграем?
Ребята по очереди иллюстрируют какую-то тематическую ситуацию. Задача – без слов понять замысел друг друга, достроить собой композицию. В какой-то момент Ника говорит: «Фотография ожила!» Все начинают двигаться так, как подсказывает им мизансцена.
Ника. Видите, актер должен быть очень внимательным! Сейчас вспомним упражнение «Круги внимания». Садимся в круг, успокаиваемся. Когда я говорю «ближний круг», мы сосредотачиваемся на себе. Слушаем внутри себя – свои ощущения, свое тело – или все внимание обращаем на какой-то один предмет. Когда я скажу «средний круг», можете включить в зону своего внимания ближайших соседей, предметы, которые вас окружают, но не забывайте и себя слушать. А когда я говорю «большой круг», стараемся замечать, слушать и держать в голове все, что происходит в этой комнате со всеми нами.
Дети. Когда мы следим за предметами, непонятно: где ближний круг, а где средний.
Ника. Давайте покажу. Вот я внимательно слежу за этой бочкой, жду, когда из дырочки появится джинн. Ничего, кроме бочки, в поле моего зрения не попадает. Я вся превратилась во внимание, глаз не отрываю от этой дырки в бочке. А вот если я не знаю, появится джинн из одной бочки или из другой, то это уже средний круг. Мое внимание обращается то к одной, то к другой бочке. А вот большой круг внимания – это когда я вообще не уверена, что джинн появится из бочки. Он может прийти и через дверь, и через окно, и соткаться из воздуха. Тогда мое внимание рассеивается по всему пространству, я готова к тому, чтобы джинн пришел откуда угодно. Работаем!
– Расскажите, что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
Дети. Я чувствовал, что на ближнем круге я думаю только о себе, люблю только себя. На среднем круге я начинаю думать еще и о других, особенно когда к ним прикасаюсь. А на большом круге я теряюсь… Я заметила, что на себе сосредоточиться – это самое трудное. На среднем круге я все могу рассмотреть, замечаю, какие пуговицы на рубашке у соседа, а когда нужно сосредоточиться на себе, то меня все время что-то отвлекает… А вот что: когда ты стоишь перед большой толпой, обязательно держать большой круг внимания?
Ника. Необязательно. Когда мне однажды вручали грант, я была так смущена, что все мое внимание было сосредоточено на металлическом корешке диплома, который я держала. А потом я осмелела и подняла глаза на зал, тогда я открылась для публики. Меняются ощущения человека – меняется и круг внимания.
– А в обычной жизни вы часто находитесь в ближнем круге внимания?
Дети. Конечно, когда я в комнате один, когда о чем-то думаю, когда читаю интересную книжку… А вот когда у вас что-нибудь болит, например, зуб? И наши этюды: голод, жажда, больной зуб или живот… Я заметила, что когда ты находишься среди других людей, то быть замкнутым не принято. Меня учительница всегда окликает, когда я оказываюсь в ближнем круге внимания на уроке. Даже ругает иногда. А я просто чувствую, что у меня внутри что-то происходит, я не могу сейчас отвечать.
Ника. На наших занятиях мы вспоминаем свои ощущения. У нас есть такое упражнение – горячая сковородка. (Дети встают в круг.) Сейчас у нас пространство внутри круга превращается в горячую, раскаленную сковородку. А вам нужно перебежать по ней к своему партнеру.
Дети. Мы должны изобразить, что здесь сковородка?
Ника. Не изобразить, а поверить. Тогда твое тело сумеет двигаться так, будто действительно ногам горячо (работают)… Здесь может быть не сковородка, а, например, густое желе, которое пружинит и заставляет держать равновесие, или тонкий лед, который вот-вот обломится. Чтобы выполнить эти упражнения, нужно вспомнить, какие они – лед, желе, песок, как трудно идти по колено в воде.
– Стихи вы как читаете?..
Дети. Кому больше нравится самому, кому в паре или всем вместе, хором читаем… Но хором читать – самое трудное, надо учиться сразу всех чувствовать, у нас ведь обычно дирижера нет, который даст знак, чтобы мы одновременно вступили.
Ника. А давайте на ансамбль упражнение «Хлопки»?
Ника встает лицом ко всем, делает шаг, который дети должны повторить наоборот. На хлопок влево отвечают хлопком вправо, на шаг назад – шаг вперед. Самое главное – не сбиться и сохранять ритм. Упражнение укладывается в четыре четверти. Примерно через минуту группа начинает работать слаженно, ритм ускоряется…
…Потом ребята с удовольствием и вдохновенно читают стихи, я благодарно хлопаю, и Ника меня провожает:
– Видите, им нравится, они выкладываются целиком. Это такая комплексная работа «над всем собой», очень желанная: учиться слушать и понимать себя, быть в созвучии с другими.

Рейтинг@Mail.ru