Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Витковский Анатолий

Кино про то, что «я умею»

Несколько историй о том, как рождается детская инициатива

В предыдущей статье мы рассказали об общих принципах организации образовательного процесса, направленного на развитие детской самостоятельности. Чтобы можно было составить более полное представление, мы попросили Юлию Рязанову привести несколько примеров из опыта конкретных школ.

«Зачем вы пришли в школу?»

Работая в новосибирской школе № 132 (она имела на тот момент статус экспериментальной площадки), я убедилась, что для развития самостоятельности очень важно максимально расширить пространство самоопределения ребенка. Именно умение делать осознанный, свободный выбор определяет нас как свободных людей – свободный человек раскрепощен и инициативен. Поэтому так важно сначала предоставить ребенку широкое поле выбора, а зачем научить его самого расширять это поле. Желательно, чтобы во всем, что предлагает ребенку учитель, была возможность выбора.
К примеру, в своей практике я поступала следующим образом. Когда дети приходили в первой класс, я спрашивала у них: «Зачем вы пришли в школу?» И между нами завязывался разговор примерно такого содержания:

– Мама послала.
– А если бы мама не посылала, вы хотели бы ходить в школу?
– Да.
– А чего хотите в школе?

Поскольку это младшие школьники, то многие говорили:

– Хочу быть хорошим учеником.
– А что для этого надо?

Часто ребенок не представлял себе, что же нужно, и тогда я предлагала понаблюдать за собой: что же говорит о нем как о хорошем, с его точки зрения, ученике, а что мешает стать таким? Итогом таких наблюдений, а также их обсуждения вместе с учителем становились записи детей, где они отмечали, что бы им хотелось изменить.

К примеру: «Я бы хотел научиться решать задачки на движение».

А дальше в диалоге с педагогом ученик определял круг задач, которые следовало бы решить для достижения своей цели:

– По скольку задач ты планируешь решать?
– Наверное, по пять.
– А сколько раз в неделю ты будешь себя тренировать?
– В понедельник и среду я хожу на волейбол, а вот во вторник, четверг и пятницу буду тренироваться.
– Нужна ли тебе какая-то помощь?
– Было бы хорошо, чтобы кто-то напоминал об этом.
– К кому бы ты обратился за помощью?
– Можно к вам?
– Да, конечно, в дни, которые ты себе выбрал, я буду напоминать тебе о том, что домашнее задание ты выполняешь по своему договору…

И что примечательно, как правило, дети брали для себя большие объемы домашней работы. Свобода! А когда человек свободен, ему хочется много.

В классе без учителя…

В школе бывают ситуации, когда учителю надо на время отлучиться из класса. Если он скажет ребятам: «Я уйду ненадолго – в классе должна быть тишина», – будет тихо? Как говорится, совсем не факт.
В нашей школе эту ситуацию мы про­игрывали так. Я говорила детям: «Ребята, я скоро должна буду уйти минут на двадцать, в школе идут уроки, это значит, что нельзя мешать тем, кто учится. Что же вы будете делать? Выберите себе занятие». Поскольку ребята у нас уже опытные, тренированные в практике самоопределения, они быстро набрасывали разные варианты. Кто-то намеревался почитать книгу, кто-то – поиграть с соседом в настольную игру, кто-то – заняться лего-конструированием, кто-то решал выполнить домашнее задание. Конечно, сказать на словах и выполнить на деле – разные вещи. И не сразу получается у каждого себя регулировать со второго, третьего, десятого раза, но среда, где есть место выбору, самоиспытанию, самоопределению, позволяет тренироваться ребенку быть осознанно свободным, самостоятельным в своих решениях.

«Искусственное» ограничение активности

Для пробуждения детской инициативы мы использовали прием «искусственного ограничения активности». Например, в ситуации, когда ученик начальной школы плохо читает или не очень хочет читать, учительница предлагает ребенку: «И правда, как много читать, а давай мы с тобой поделим текст и будем читать его по очереди: часть читаешь ты, а часть я». Ребенок соглашается без особого энтузиазма, мол, «ты же учительница, что будешь с тобой делать, сказать, что читать не буду, невозможно». И тогда педагог задает уточняющий вопрос: «А как будем читать? Как поделим текст?» «По предложениям». «Нет, предложение – слишком много. Давай полегче вариант возьмем – по слову».
Естественно, ученик соглашается – это же маленькая работа, прочитать слово совсем нетрудно. Они начинают крохотными шажками читать текст, учитель строго выдерживает договоренность и намеренно не дает ученику за нее выйти, и вдруг в какой-то момент ребенок чувствует, что ему тесна эта рамка, и он сам предлагает: «А давайте теперь попробуем читать по два слова». Этого-то и ждет учитель, теперь ученик сам является автором решения, а значит, действует по своей воле.

Кино про то, что «я умею»

В московском центре образования «Технологии обучения», где я сейчас работаю учителем и методистом, мы придумали свой способ показа детям того, какие бывают интересы и что можно с ними делать.
Мы решили вовлечь первоклассников в особый проект «Что я умею». Это была еще не детская идея, а наша взрослая, придуманная для детей, на основе их интересов, и воплощенная в проекте вместе с детьми. Проект включал несколько этапов. Сначала первоклассники показывали, что они умеют делать – лепить, строить башню, прыгать, читать… Затем делали это с помощью рисунков (что является более сложным способом демонстрации умений) и рассказывали об этом письменно.
На всех этапах мы активно использовали ИКТ-технологии, что позволило нам сделать фильм о наших детях: фотографии показов, сканы рисунков и записей – все стало материалом для фильма.
Стоит ли говорить, с каким интересом ребята смотрели это кино! Они же никогда не видели, как то, что им нравится делать, выглядит со стороны. А тут вдруг собственные умения предстали перед ними как бы в отстранении, в форме объекта наблюдения. Более того, этот объект оказался важным для других людей – одноклассников, учителей, родителей.

«Это сделали мы!»

Ближе к концу первого класса у наших детей начали появляться замыслы собственных проектов. Первый такой замысел возник во время разговора с ребятами о том, что для них оказалось сложным при изучении букв и звуков родной речи. Так вот, оказалось, что наибольшие затруднения (у многих наших учеников есть логопедические проблемы) вызывали задания на подбор слов, в которых есть определенные звуки. И в какой-то момент ребята предложили: «А давайте мы соберем такие слова с разными звуками для будущих первоклассников, которые придут в школу в следующем году»…
В результате с нашей помощью дети сделали фильм о звуках русской речи. И хотя ребята активно участвовали во всем процессе «кинопроизводства» – от постановки отдельных сцен до монтажа, – первый просмотр вызвал всплеск позитивных эмоций:

– Я вот эту букву лепил!
– А я вот эту картинку рисовал!

Когда мы предложили ребятам вместе с нами разобрать их вклад в этот фильм – отдельные кадры, слепленные буквы, прочитанные стихотворения, – все как один сказали о том, что лучше целый фильм, где есть все – и их личный вклад, и вклад их одноклассников. И еще одно открытие: оказывается, интересно не только то, когда смотришь сам, но интересно смотреть с кем-то, особенно когда этому кому-то нравится твой проект.

Первые модели будущего

После этого события разного рода инициативы у ребят стали рождаться все чаще. Увидев это, мы решили провести в третьем классе фестиваль проектов по детским темам. И предложили всем: «Выбирайте сами тему, какую хотите. Выберете учебную – будет учебный проект, выберете какую-то другую – будет иной проект. Можно делать индивидуальные проекты, а можно объединиться в группы». Предлагая, мы волновались: все ли ребята найдут для себя интересные темы проектов? Нашли все! И проекты получились оригинальные.
Например, у Коли С. возникла такая идея: «Я хочу с помощью компьютерной программы сделать модель подводного дома, где ученые могли бы изучать морской мир. Заняться строительством такого дома я не могу, но я могу начать думать об этом». И у Коли все получилось! Его «живой» макет «Дом под водой» можно увидеть на сайте www.youtube.com.

Рейтинг@Mail.ru